Какой выбрать учебник по английскому для детей

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

Многие начинающие репетиторы английского языка сталкиваются с трудностью: какой выбрать учебник для занятий с учеником? Ведь ныне на книжном рынке — обилие учебной литературы и непосвященному сложно в ней разобраться.

В своей 20-летней практике учителем и репетитором я накопила множество самых разных учебников и учебных пособий. И дома, и на даче несколько книжных полок буквально завалены английскими книгами. Но я продолжаю покупать все новые издания. И советую делать это всем, кто желает стать профессионалом и посвятить преподаванию языка всю свою жизнь.

Какие учебники все же наиболее популярны? На мой взгляд, классическим был и пока остается отечественный учебник — Верещагина И.Н. (и др. авторы) «Английский язык». Его можно использовать постоянно как для дошкольников и младших школьников, так и для взрослых, начинающих изучать английский язык. Чем он отличается от остальных? Доступностью в объяснении, последовательностью шагов от простого к сложному, большим количеством повторений для прочного закрепления материала. Задания представлены сначала на русском языке, затем на английском, причем строго дозированы. Такой учебник особенно пригоден именно для русского менталитета. Тон изложений — спокойный и рассудительный. Его можно самостоятельно изучать даже без книги для учителя.

Всего в учебнике 46 уроков. Каждый состоит из ряда разделов: Let Us Review, Let Us Read, Let Us Read and Learn, Let Us Talk, Let Us Write, Puzzle Time. Уже отсюда видно, чем будет заниматься ученик. Можно идти последовательно по всем упражнениям без пропусков. Взять, например, тему — “What Do You Want To Be?” Она будет преломляться через необходимые слова — doctor, teacher, officer…, а также грамматические структуры “I’m”, “They’re”. А к ним даются тексты, песенки и пр.

В качестве дополнения к учебнику Верещагиной можно использовать небольшие книжки-новинки по английскому языку. Прежде всего — это сборник «Обучение с увлечением. Или 1001 способ превратить урок в праздник». Здесь много всяких интересных штучек — стишков, игр, паззлов, скороговорок, которые способствуют активному восприятию языка детьми и легко запоминаются.

Книжка — Т.Ю. Журина «Занимательные задания» — тоже интересна. Правда, хотя она и предлагается для первого года обучения, все же уровень подачи материала в ней гораздо сложнее. Поэтому может использоваться лишь в классе 4–5-м.

Учебное пособие О. Ушаковой «Английский в таблицах и схемах» представляет собой справочник для детей. Тоже очень полезная вещь! Вместо того чтобы объяснять на словах какой-нибудь кусок грамматики, достаточно показать его в таблице.

Много полезного содержат учебники Биболетовой М.З. и др., к которым есть различные приложения, дидактические материалы, тесты и т.д.

А теперь — несколько слов о самых популярных и протестированных иностранных учебниках для спецшкол, гимназий и просто самостоятельного изучения, вышедших в издательствах Macmillan и Longman. Много лет я занимаюсь на курсах этих издательств, имею Сертификаты об окончании их, поэтому могу с уверенностью рассказать об их учебниках.

Для дошкольников и первоклашек предлагаю Starter Book by Carol Skinner издательства Longman. Он может быть вводным ко всем остальным учебникам, которые вы выберете сами. Обучение можно уложить в 2 месяца. Учебник состоит из 12 units. Детей здесь разными способами знакомят с алфавитом.

Общая тема учебника — “Circus”. Добрые, веселые и смешные клоуны проведут малыша через серию уроков и мягко, в шуточной игровой манере будут учить буквам алфавита, звукам, словам и целым диалогам. Венцом изучения станет небольшой спектакль, который порадует и родителей, и самого ребенка: ведь с первого занятия он начнет говорить по-английски!

К учебнику прилагается кассета. Английские учащиеся обучат рифмовкам-скандированию — Chants. Буквы алфавита через простенькие слова запоминаются легко, как будто сами по себе —

Apple, ball, cat

Apple, ball, cat,

Apple, ball

Apple, ball,

Apple, ball, cat

После этого дети станут ходить по улице, играть со сверстниками и скандировать рифмовки. Точно запомнят алфавит и будут знать, какая буква идет следующей!

Вложенные в учебник маски — Clown, Monkey, Lion, Tiger — увлекут ребенка: они помогут заниматься языком с еще большим желанием. Добавьте сюда еще Вашу фантазию, и тогда сами увидите, как легко запоминаются лексика, грамматика, крошечные «диаложки». А если к упр. А на стр. 36 Вы изготовите «плащ» или «покрывало волшебницы», то считайте, что Вы навсегда влюбили ребенка в английский язык!

Другой учебник для работы в 1-м–2-м классах — Way Ahead 1 by Printha Ellis and Mary Bowen издательства Macmillan. Он содержит 20 units. А в каждом — еще по 4–5 уроков. Проходят его за 4–5 месяцев при 3-разовом занятии в неделю. В учебнике систематизирована отработка всех видов деятельности: говорения, чтения, письма и прослушивания кассеты или диска. Он отличается последовательным изучением слов, грамматики, вопросов. Каждая 5-я страница содержит замечательные — легкие, увлекательные и дозированные — тексты для чтения “Reading for Pleasure”. Это и диалоги для разыгрывания, и стишки, и песенки, и полезная информация о животных. Тексты можно просто читать, но можно сделать из них прекрасные маленькие спектакли — для удовольствия как самих ребятишек, так и их родителей. Чудесные мелодичные песенки оживляют прохождение довольно толстенького учебника. Их можно просто спеть, а можно разыграть целое представление со сменой декораций. Songs —

— стр. 13 “My Box of Colors” — можно станцевать с разноцветными зонтиками и конфетти

— стр 33. “You Put Your Left Hand In…” — исполнить рок-н-ролл в быстром темпе

— стр 94 — “What Is It?” Здесь песенку можно неожиданно превратить в трагикомическую сценку с незадачливым охотником и львом (подробное описание см. в моей статье на сайте grammatik.ru «Праздник — большой открытый урок») и т.д.

В учебнике даются ненавязчиво, «тонким штрихом» фонетика, грамматика, высказывания по теме, и конечно, диалоги. После прохождения учебника детям предлагается создать различные проекты: письменные, устные и т.д.

Еще один учебник — для школьников 2–3 классов: English Together (Pupils’ Book 1) by Diana Webster and Anne Worrall (Longman). Он состоит из 15 Units по 4 урока и рассчитан на 60 учебных часов. Уроки 1 и 2 каждого юнита содержат новый материал, 3 и 4 уроки — повторение и развитие языковых способностей учащихся.

Главная идея учебника — вовлечение ребенка в активное изучение языка через диалоги, монологи, песенки, чтение, игры и яркие картинки. Учебник объединен темой — Holiday House. Учащихся ожидают различные приключения в Adventure Holiday Centre. После каждой десятой страницы — интересные рассказики про приключения детей и их друга — динозаврика.

Все уроки основаны на диалогах. Изучив тот или иной материал, Вы можете легко давать ребенку на подстановку слова, например, Unit 4 — “Al’s Birthday”. В диалог подставляете различные слова-«подарки» из этого урока или свои собственные. Не забудьте только, что новых слов должно быть не более трех–четырех! В учебнике много игр: тот же «Морской бой» — “My Turn!”. Добавляем еще 3–4 пройденных слова и игра-отдых (закрепление материала) на 10 минут обеспечена!

В 12-м Unit запаситесь карманным фонариком. Зачем? А затем, что в темной комнате — без родителей — в пещере динозавра — (стра-а-ашно-о-о!) Вы будете обучать диалогу Guess, который выльется в веселую игру с тенями на стене. А Вы сможете показать ребенку фигурки странных птиц и животных из пальцев? Придется научиться!

Недавно вышел новый учебник издательства Macmillan — Brilliant, Level 1 by Jeane Perrett. Я встречалась с автором учебника, высказала ей свои впечатления о книге и дала советы, в частности, к Unit 7 (“I can/can’t fly”), которые она учла при выпуске учебника. Такой учебник с приключениями — именно для детей, изучающих иностранный язык. Состоит он из 8 units. Рассчитан на 4–5 месяцев. Здесь есть великолепные картинки, на каждой странице буйство красок и дозированный материал. Необузданная фантазия автора позволит и Вам принять участие в создании своих собственных письменных и устных проектов. Наконец, — куча разных stickers, которые ждут своих мест. Тема учебника — волшебство, пираты, добрые отважные герои, которые, конечно, побеждают. В нем встречаются и «взрослые» слова, но современные дети знают их с пеленок: phone, computer и др.. В речь ребенка вливаются и такие слова как pirates, octopus, ship и др. Много всяких песенок, игр.

В учебнике несколько проектов. Он легко изучается и запоминается. Это самый яркий, красочный, интересный и смешной учебник для детей.

Достоинства иностранных учебников:

  • сюжетная линия
  • волшебная тематика
  • соответствие вкусам и интересам детей
  • только на английском языке
  • занимательные, фантастические истории, рассказы
  • социокультурный материал
  • увлекательное, приятное, неназойливое восприятие чужого языка через игры, мультики, диалоги, тексты, проекты.

Недостатки:

  • без книги для учителя не всегда разберешься
  • мало фонетики
  • грамматика подается разом, непоследовательно (для русскоговорящего ученика), поэтому приходится добавлять что-то свое.

Почему хорошо работать по иностранным учебникам? Родители быстро увидят весомые результаты работы Вас как репетитора и своего ребенка.

В любом случае все эти учебники нацелены на активное изучение языка, развитие интереса к изучаемой стране, социокультурным знаниям, на формирование способности общения с детишками за границей.

Вам успехов!


Статья написана 2007-12-04, опубликована 2007-12-29.
Главная » Статьи » Какой выбрать учебник по английскому для детей