Какие учебники по английскому языку на начальном уровне предложить взрослым?

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

В предыдущей моей статье (см. «Какой выбрать учебник по английскому?») речь шла об учебниках по английскому языку для детей. А какие учебники можно рекомендовать для работы со взрослыми, имеющими нулевой или начальный уровень изучения языка?

Делать это нужно прежде всего с учетом возрастных особенностей клиентов. Многие взрослые приходят к репетитору очень «зажатыми». Одни опасаются, что их не смогут заново научить, так как после школы прошло немало лет. Другие боятся, что их станут упрекать за то, что они-таки решили на старости лет впервые обучаться языкам, и, конечно, ругать за те ошибки, которые будут неизбежно допускаться ими. Их страх гнездится в глубинах души: ведь им по 30 и более лет, а они вовсе не знают языка или знают его не так хорошо, как их дети или даже внуки. Эти люди приходят как пугливые олени и заглядывают в глаза, страшась получить ответ-приговор: «Нет, вас невозможно научить, вы очень стары к обучению».

Неправда! Их можно научить, но делать это надо еще более осторожно: они такие же слабые, как и дети, да еще с «комплексом неполноценности».

На первом же занятии при начальном общении со взрослым учеником я стараюсь успокоить его и обнадежить, чтобы он поверил в свои силы, и в то же время расположить к себе. Без доверительных отношений успеха ждать трудно. Во время предварительной беседы с клиентом я определяю, какой учебник может подойти ему, но учитываю и его пожелания. Во-первых, не каждый учебный курс может быть по карману. А во-вторых, выбор учебника зависит и от цели изучения языка: для работы в офисе или отъезда на ПМЖ, деловой поездки или заграничного отпуска.

Из классических отечественных учебников я рекомендую в первую очередь «Учебник английского языка» Бонк Н.А, Котий Г.А., Лукьяновой Н.А.

Он рассчитан не только на обучение в группе, но и на индивидуальное изучение с преподавателем-репетитором. В нем представлены различные простые и сложные лексические и грамматические структуры, устойчивые выражения и фразеологические обороты.

Книга состоит прежде всего из 10 уроков Вводного курса. Учебник начинается с тщательно разработанной фонетической системы. За 10 уроков ученик начинает разбираться как в типах чтения гласных и согласных, так и в их правильном произношении. Он много узнает об интонации повествовательного и вопросительного предложений, будет въедливо работать над транскрипцией.

Сколько лет работаю, столько удивляюсь, как продуманно и доступно, маленькими порциями подаются типы чтения гласных в корне, сочетания как гласных, так и согласных, а также исключения из правил. Это именно то, что нужно для русского человека: как правильно объяснить то или иное правило, дозированно отработать его на небольшом количестве установочных и тренировочных упражнений. Если все-таки что-то не хватает для закрепления правил чтения гласных и согласных, то добавляю свои собственные транскрипционные упражнения. Если же не хочется тратить время на составление таких упражнений, то можно взять детскую книжку «Английский язык в таблицах и правилах» (1–2–3 класс) (автор-составитель Тананушко К.А.). Но это пособие не стоит использовать на все 100 процентов. Его недостаток в том, что в нем свалены в кучу все типы чтения гласной. Не владеющий правилами чтения может просто запутаться и бросить заниматься языком, решив, что это очень сложно.

После фонетики идут 26 уроков Основного курса. Каждый урок начинается с небольшого введения (в рамке) о том, что будет изучаться на занятии, например: Text: My Last Week-End. Grammar: Прошедшее время группы Indefinite. Место прямого и косвенного дополнений в предложении. Авторы предлагают сначала простенькие тексты, часть из которых имеет специально расставленные ударения и интонационно оформленные повествовательные или вопросительные предложения. Таким образом отрабатывается техника правильного чтения. Более сложный уровень представляют уже отрывки из произведений английских или американских писателей. После текста идут Пояснения, Active Words and Word Combinations. В Пояснениях более подробно раскрываются те или иные моменты лексики и грамматики. В классическом стиле выдержаны упражнения. Сначала — на первичное закрепление грамматического материала, например:

  • прочтите вслух три основные формы глаголов
  • поставьте вопросы к выделенным словам
  • переведите предложения
  • измените место прямого дополнения и т.д.

Далее идут лексико-грамматические упражнения к тексту. Любимыми заданиями могут быть такие:

  • ответьте на вопросы, используя активную лексику
  • заполните пропуски предлогами (глаголами)…
  • переведите следующие предложения…
  • раскройте скобки и т.д.

А затем даются упражнения на развитие навыков устной речи. Здесь можно составлять диалоги и короткие рассказы, пофантазировать с ответами на слова — “Sorry”, “Thank you” и т.п. Последовательность упражнений для учащегося очень важна. Он осваивает язык постепенно, переходя от простого к сложному, нарабатывает свой вокабуляр, развивает способность говорить и читать на английском языке.

В конце учебника находятся поурочная грамматика, и итоговая таблица неправильных глаголов.

Взрослым можно предложить также и «школьный» учебник — «Английский язык» И.Н. Верещагиной и др. авторов. «Большие» ученики с удовольствием работают по нему. Как однажды сказала ученица Галина, 30 лет:

— Давайте по детскому учебнику, вот этому, который лежит у вас на столе.

— А почему? — спросила я, перелистывая страницы учебника для 1-го класса Верещагиной. Он был приготовлен для «слабенького» второклассника.

— Так детям очень доступно пишут в учебнике. Посмотришь на картинку и сразу становится понятно.

Я тут же согласилась. В любом случае, взрослые вполне нормально воспринимают детские диалоги или рассказы о собачках и котятах, а также с интересом составляют такие «детские» диалоги и рассказы, нередко даже подражая голосу и интонации детей.

Несколько подробнее остановлюсь на иностранных учебных курсах.

Прежде всего, назову популярный New Headway Beginner by Liz & John Soars (Oxford University Press). Это переработанный курс известной серии Headway. Он включает в себя не только книгу для ученика и рабочую тетрадь, но также — что очень приятно — и видеоприложение! Обучение предполагает, что ученики овладевают постепенно, дозированно основными знаниями, умениями и навыками по лексике, грамматике и фонетике. Учебник состоит из 14 Units, после каждого четвертого Unit — Stop and Check Units. Это играет немаловажную роль в обучении, так как взрослый ученик может слегка подзабыть то, что он проходил на предыдущих уроках. Everyday English section помогает обучающемуся практиковаться в современном английском каждодневно, при любых ситуациях.

В учебнике рассматриваются стандартные темы:

  • Hello! (This is…, everyday things)
  • Family and friends (family relationships, describing a friend)
  • Every day (the time, the words that go together) и т.д.

Успехом авторов считаю рассмотрение темы Happy birthday! с неожиданными, на первый взгляд, вроде бы несогласующимися между собой подтемами:

  • Saying years
  • When were you born?
  • Who were they?
  • Months и т.д.

Но, оказывается, клиент учится рассказывать не только «о себе любимом» и своем дне рождения. Он узнаёт, как правильно говорить об известных людях прошлого и настоящего, о датах их рождения. Unit продолжается введением правильного употребления числительных для высказывания: “I was born on the twenty first of January”.

Могу предложить и альтернативу этому курсу — учебно-методический комплекс Inside Out Elementary by Sue Kay & Vaughan Jones (Macmillan). Он состоит из 20 Units, начиная с Unit 0. Каждый пятый Unit — Review. Наиболее известные темы:

  • People (family, friends, jobs)
  • Living (houses, homes)
  • Food (eating, food combining)
  • Work (personality, job qualities needed for different jobs)
  • Energy (health, the body, character, advice for everyday problems).

Считаю удачной находкой авторов вкрапление в учебник следующих тем, которые можно обсуждать уже на начальном уровне:

  • Solo (feelings, things you do alone, experiences)
  • Justice (revenge is sweet)
  • Drive (journeys, traffic, problems on the road) и т.д.

Каждый Unit предполагает все виды обучения — Speaking, Writing, Listening and Reading. Lexis’ box включает от 5 до 10 незнакомых или полузнакомых слов. Language toolbox располагается слева на полях. Тем, кто на данном этапе плохо понимает грамматику, эта «штучка» мягко напоминает: «Эй! Посмотри-ка вот сюда! Вспомни, если ты забыл!»:

  • Present Simple (I talk, you talk, he (she, it) talks…
  • Irregular plurals (1 person — 2 people, 1 child — 2 children…)

Рассмотрим как пример Unit 2 “People”. В подтеме для обсуждения предлагаются не только обычные, традиционные профессии — a teacher, a doctor, a policeman, но и профессии, которые отражают сегодняшний день и уже успели стать модными, — a secretary, a DJ, a mechanic и т.д. А раз они есть, то появляются и дополнительные для изучения словосочетания: a night club, a big construction company и т.п.

Другой учебно-методический комплекс — Cutting Edge Starter by Sarah Cunningham, Chris Redston and Peter Moor (Macmillan) — тоже обеспечивает хорошее и прочное усвоение иностранного языка посредством развития навыков устной и письменной речи, знакомства с грамматикой и фонетикой. Курс состоит из 12 Modules и охватывает такие темы как:

  • Nice to meet you (jobs, personal information)
  • Around the world (countries, nationalities, numbers)
  • Family (home, work, family members)

По моему мнению, на начальном уровне повышенный интерес для ученика представляют «неизбитые» темы:

  • We both like (likes and dislikes, free time activities)
  • Now and then (different facts about 1900)
  • Spending money (things to buy, colours, sizes, clothes and … websites)

После каждого 4-го модуля идет Consolidation Modules — для закрепления приобретенных навыков и умений.

Хорошо бы иметь также и Workbook (+ audio CD): дополнительный материал по грамматике, лексике, чтению расположит ученика к углубленному изучению языка.

Учебный курс содержит Teacher’s Resource Book. В нем преподаватель-репетитор найдет много дополнительного материала, свежих идей, разрезных листов, тестов, чтобы расширить знания и умения ученика на начальном этапе.

Авторы учебного курса предлагают эффективное изучение английского языка через говорение, письмо, чтение, грамматику в реальных ситуациях, «живые» фотографии известных и неизвестных людей, мест, предметов.

В книге немало диалогов — не просто придуманных, а взятых из различных шоу, бесед, теле- и радиопрограмм и т.д. Это очень помогает ученику почувствовать «пульс жизни», не отрываться от реальности, испытывать постепенное, шаг за шагом продвижение к успеху в изучении языка, расширение кругозора.

Новые слова, как правило, дозированно даются в рамках-боксах: их количество варьируется от 3–5 до 10. Они тщательно отобраны авторами. Здесь показаны возможные сочетания слов в небольших предложениях, а иногда даже и неожиданные сочетания, такие, например, как: happy school, happy age, go for a spacewalk и т.д. Эти, плюс дополнительные слова и словосочетания, используются авторами курса и во вложенном Vocabulary book. Он всегда под рукой, в нем можно делать свои пометки, а также вносить новые слова, которые неожиданно «понадобились» на уроке.

С моей точки зрения, очень интересны по насыщенности информацией различные тексты о прошлом людей, об их настоящей жизни, о будущем.

Усвоение материала идет от простого к сложному, языковые знания постепенно и незаметно, маленькими шажками прочно входят в голову обучающегося. Удивлению взрослого человека, не говорившего на языке еще один–два урока назад, нет предела! Это придает ему еще больше уверенности.

Повторение и закрепление материала происходит также постепенно, притом разными путями:

— Do you remember?

— Don’t forget!

Тут уж точно не забудешь!

Кратко расскажу еще об одном учебном комплексе — Reward by Simon Greenall (Macmillan/Heinemann). У него свои особенности. Он не такой броский и яркий, как другие. Но в нем предусматривается целенаправленная и спокойная подача материала на начальном уровне, содержатся тщательно отобранные упражнения и тексты, есть немало отработок для закрепления языковых навыков в речи обучающегося. Много небольших диалогов. Грамматика подается методом от простого к более сложному. УМК включает в себя Student’s book, Workbook, Teacher’s book. Считаю большой удачей этого курса видеофильм — RewardVideo. Мы находим здесь небольшие сценки “Reward Film Crew”, где один из героев периодически попадает в смешные ситуации. Взрослому ученику предлагаются также документальные клипы об Англии, Лондоне и т.д. Видео органично вплетается в изучение языка по этому курсу. Оно информативно, интересно своей незатейливой фабулой и подачей лексического материала. К видеофильму прилагается пособие Resource Pack for Teachers. В нем даны тексты самих сценок, диалогов, а также упражнения по фильму. Отличная английская речь — носителей этого языка — пробуждает желание подражать ей и способствует более быстрому овладению языком.

Иностранные курсы для взрослых, как и для детей, в целом тоже имеют свои достоинства. Они составлены носителями языка, сразу вовлекают нас в языковую среду, моделируют реальные ситуации. В них много различных диалогов, содержится богатый современный материал и в то же время информация в них строго дозирована. Они заставляют думать и выражать свои мысли на языке. Добавим, что обилие ярких картинок-сценок и фотографий радует глаз, настраивает на рабочий лад, делает обучение «живым», реальным. Хочется не только бесконечно рассматривать иллюстрации, но и «жить» внутри них, говорить с персонажами по-английски. Их можно просто проходить — использовать подстановку слов и словосочетаний из предыдущих уроков/модулей, обогащая словарный запас обучающегося. А можно фантазировать, превращая комнату преподавателя-репетитора не только в classroom, но и space shuttle, а также my country.

В любом случае все предложенные учебники нацелены на активное изучение языка, на развитие интереса к самому языку, стране, различным сторонам общественной жизни, а главное — формирование речевого общения с иностранцами.

Примечание. Книги издательства Макмиллан можно посмотреть на сайте macmillan.ru. В Москве их можно купить в книжных магазинах «Еврокнига» (www.evrokniga.ru), «Библио-глобус» и др. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Уфе, Челябинске и других городах тоже есть представители Макмиллан. Обращайтесь к ним!


Статья написана 2008-02-01, опубликована 2008-02-06.
Главная » Статьи » Какие учебники по английскому языку на начальном уровне предложить взрослым?