Как работать с ABC, или Мы играем в английский!

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

Мы играем в английский

«Всякое начало трудно», — гласит известное изречение. Это в полной мере относится к изучению языка. А начинается он с алфавита, причем алфавит — ключ к богатству языка. Вот почему его изучение имеет такую значимость в овладении языком.


I. Общие требования

У английского алфавита — свои трудности. Одни его буквы сходны с русскими, но отличаются произношением, других букв в русском языке попросту нет. Что касается звуков, то многие из них тоже не имеют аналога в нашем языке. И хотя в целом английский алфавит короче, чем наш, на четверть, проблемы с ним хватает. Поэтому преподавателю остается одно: запастись терпением и особенно тщательно работать над методикой овладения им.

Как же обучать алфавиту? Давать ли все буквы по порядку или вразбивку? Сразу по несколько букв или по одной-две за урок? Может быть, звуки повторять «хором» за преподавателем и буквы сразу писать в тетради?

Многие, особенно начинающие, часто задаются подобными вопросами. Ответ, как правило, неоднозначен. Можно, конечно, пойти по наиболее простому пути: взять что-то готовое, следовать советам книги для учителя к какому-то учебнику. Но можно придумать свою презентацию АВС, преподнести его посредством игры и фантазии!

В любом случае следует добиваться у ученика прочной мотивации, нацеленности на успех; максимально использовать наглядность; обеспечивать последовательность в изучении материала; переходить от простого к сложному; сочетать в течение урока различные виды деятельности, чтобы учащийся не уставал от монотонности занятия, даже менять место деятельности.

И конечно, нужно осуществлять дифференцированный подход к ученику. Ведь одно дело — дети дошкольного возраста, другое — младшего школьного, а тем более — взрослые люди, начинающие изучение языка с нуля.

Да и в рамках этих возрастных групп требуется учитывать индивидуальные особенности: дошкольник или младший школьник может быть сообразительным и не очень, смелым и стеснительным, работоспособным и лентяем. А взрослый — общительным или «зажатым» и т.д. и т.п.

Так, для дошкольников — детей 4–6 лет — особенно важно обеспечить обстановку, близкую к их повседневному образу жизни — обстановку игры. В некоторой степени они боятся, что их будут учить. Поэтому напряжение у них необходимо снять добрыми словами, и на занятиях как можно меньше использовать слова школьного обихода — «учиться», «школьная доска», «парта», «повтори за учителем». Есть другие слова, например, «играть», «будем волшебниками», «приглашаем в гости сказку», «нам поможет волшебный фонарик (или волшебная палочка)», «давай разбудим игрушки» и т.д. Можно придумать еще массу всяких специальных слов, которые помогут в установлении правильного контакта на занятиях с ребенком. Короче, для него не будут существовать слова — «заниматься», «учиться», а останутся только «играть», «придумывать», «разговаривать с игрушками», «танцевать со сказочными героями» и пр. Если он увидит, что все происходит именно так, как и хотел, то успех вашему предприятию обеспечен: вы состоялись как замечательный «волшебный» педагог!


II. Требования к разным возрастным группам

Какие языковые навыки приобретают ученики разного уровня при обучении алфавиту?

Дети дошкольного возраста должны уметь называть предметы; задавать вопросы, состоящие из одного или двух слов и давать краткие ответы — A ball? Yes. Is it a dog? No, a cat; выполнять простейшие инструкции преподавателя (диктора, обучающей игрушки, за которую говорит учитель): “Show”, “Guess”, “Follow me”, Point to a…”; считать до 10-ти.

Младшие школьники должны давать простейшие описания предметов (2–3 предложения); делать монологические высказывания в одно–два предложения, не считая вводной части (“Hello! Good morning!”, и завершающей части диалога (“Good-bye! Bye! See you soon!”); совмещать буквенно-звуковые ряды; считать до 20-ти; выполнять более сложные инструкции преподавателя, такие как “Touch…”, “Show letter B and give the words with this letter”; уметь описывать форму и цвет предмета: “A red and blue ball. It’s round”.

Взрослые могут приобретать и более сложные навыки — через различные задания, в том числе игровые.

Исключительно важную роль в освоении алфавита играет повторение, порой многократное.

Предлагаю, на мой взгляд, простое, но интересное задание для увлекательного урока по повторению алфавита.

Для младших школьников дается инструкция преподавателя: «Придумать “Space Code”. Написать послание для “friend from ZEROO planet” особым, «космическим» шифром, чтобы его никто не мог прочитать!

A     B     C     D     E     F     G     H     I     J     K     L     M     N     O     P     Q     R     S     T     U     V     W     X     Y     Z

W     Q     N     U     M     J     X     I     A     T     V     R     C     E     G     S     L     D     F     P     B     K     O     H     Z     Y

Ученику такое задание понравится, и он будет придумывать новые и новые послания своему другу DGN:

А что же для взрослых? Такое задание, думаю, уже может не подойти. Тогда предлагаю сделать следующее. Взять набор готовых карточек с буквами или напечатать их на принтере и разбросать по столу. Дать инструкцию: «Разложить буквы алфавита по разным стопкам. В течение одной–двух минут подумать и классифицировать стопки, т.е. найти общие признаки для каждой из них. Подсказка: «Стопок будет больше пяти». Взрослый ученик начинает так и сяк крутить карточки, проговаривать звучание букв и… придумывает простой вариант: разложить по согласным и гласным, и даже… по сложным буквам: q w z y. Но он помнит, что стопок должно быть больше пяти! Тогда он задумывается и…

В итоге же должна получиться следующая классификация — по алфавитному чтению букв:

/ei/ — A H J K
/i:/ — B C D E G P T V
/e/ — F L M N S X Z
/ai/ — I Y
/ou/ — O
/ju:/ — QUW
/a:/ — R

Таким заданием достигается многое: развивается внимание, прочнее запоминаются буквы при постоянном перекладывании карточек, правильно определяется то или иное звучание буквы.

Следующее задание: «Прочитайте вслух вот такие сочетания букв слева. Затем посмотрите словосочетания в правой части и совместите их с буквами в левой»:

Взрослые иногда очень удивляются такому необычному заданию при обучении алфавиту. Они сначала даже не догадываются, что буквы алфавита слева — это всего-навсего лишь аббревиатуры известных выражений. Для них сложно разобраться, что, например, “UN” — это «ООН». Когда же они подходят к аббревиатуре “the USA”, то улыбаются: оказывается, это «США», а “p.m.” — «после полудня»! Подобные задания способствуют более активному восприятию алфавита.

Можно придумать еще и такое задание: называть все предметы в комнате или в учебнике по буквам алфавита — “Spell the word!” Сначала можно давать простенькие слова типа — pencil, desk, notebook. Потом усложнить задачу: “Spell the word — “language / secretary / conversation”...

Естественно, в зависимости от возраста различна и тематика заданий. Для дошкольников — это, прежде всего, фантазия, волшебство, воображение, сказочные герои, говорящие зверюшки и птички. Для младших школьников — класс, дом, семья, друзья, волшебные герои, мультики, игры, животные, далекие страны, планеты и звезды.

Для взрослых — обсуждение тем “Favourite things/colours/food”, “Your House”, “Your Future House”, “Things you like/dislike to do”, “Imaginary Friend” и др.

Наконец, различна и продолжительность занятий с маленькими и взрослыми:

для детей 4–5 лет       30–40 мин.

для детей 6–7 лет       45–60 мин.

для взрослых             90–120 мин.


III. Изучение алфавита с дошкольниками

Предлагаемые ниже рекомендации касаются первых занятий для изучения алфавита с дошкольниками.

Цель таких занятий: обучение алфавиту, введение в речь ученика и закрепление в ней отдельных букв и слов; отработка произносительных навыков; обучение навыкам говорения; ознакомление с вопросами, состоящими из одного слова, и их отработка.

Средства для достижения цели: наглядные пособия (красочный плакат с алфавитом и цветными рисунками, набор карточек); игрушки: куклы, зверюшки, мячик, фонарик; разноцветный зонтик, плащик и покрывало волшебника; листы бумаги и фломастеры; аудиоматериалы (кассета-приложение к учебнику, видеофильмы, диск со звуками живой природы, записи спокойной музыки).

Для создания нужной мотивации и достижения успеха у ребенка важно не только быть самому хорошо подготовленным, но и вовлечь его в волшебство. Так, чтобы освоить ряд сложных звуков, я придумала «Сказку про Дракончика».


Жил-был Дракончик по имени Dragony /d/. Он был очень смешной, так как не умел правильно произносить некоторые звуки.

Папа и мама смеялись над ним и дразнили его /ng/ (носовой).

Тогда он пошел к друзьям friends в джунгли /d3/ спросить совета, как же надо говорить правильно.

Мимо проползла Змея и прошипела /th-th-th)/ (глухой)

Пчелка прожужжала /z-z-z-z/

Бабочка слабо замахала и прошелестела крылышками — /p-p-p/

Птички стали прыгать перед дракончиком — /oi-oi-oi/

Медвежонок бросил камешки в воду — /b-b-b-b-b/

Обезьянки стали дразнить Дракончика — /ae-ae-ae/

Тигренок и львенок зарычали /r-r-r-r/ /gr-gr-gr-gr/

Дельфинчики подплыли к нему и звали его поиграть /ei-ei-ei/

Цветы в ответ закивали головками — /l-l-l/ /m-m-m/ /n-n-n/

Собачка и котенок стали умываться и смешно фыркать— /f-v-f-v/

Попугай крикнул /jes-jes/ и улетел.

Долго гулял наш Дракончик и так устал, что ночью заблудился и услышал, как завыли волки /u:-u:-u:/

А деревья зашумели — /sh-sh-sh-sh/

Вверху пролетела какая-то ночная птица — /th-th/ (звонкий)

Дракончик задрожал от страха, и зубы его застучали /t-t-t/

Он побежал домой — /up-up-up/

А среди деревьев уже мелькали разноцветные огоньки его дома. Навстречу вышла мама, крепко поцеловала /w-w/ и обняла его.

Сестрички замахали лапками и закричали “Hello!”

А папа Дракон выпустил в небо огромную связку красивых воздушных шариков (red, yellow, green, blue).

Они разлетелись в разные стороны /ou-ou-ou/

Ярко засияло солнышко (sun).

Вот так Дракончик понял, как надо правильно говорить, и над ним больше никто не смеялся!»


Те или иные элементы сказки будут периодически использоваться в работе над алфавитом и звуками.

Основой изучения алфавита служит учебное пособие English Together. Starter Book by Carol Skinner (см. мою статью «Какой выбрать учебник по английскому для детей?»). Тема учебника — цирк, куда приглашают нас смешные клоуны Pat и Tim, с детьми играют акробаты и волшебники.

Ниже излагается мой опыт работы с 4-летней Соней.


У меня уже был опыт работы с дошкольниками. Первый из них я описала в статье «О занятиях по английскому языку с дошкольниками (методические советы)».

В настоящее время работаю с девочкой 4-х лет — по имени Соня. Занятия с ней записываю на цифровой диктофон. Мне нужно это не только как материал для статей, но и для дальнейшего совершенствования собственной методики преподавания (содержание и продолжительность того или иного задания, последовательность приемов, полученный эффект и т.д.).

Примерный диалог с Соней на первом занятии дан в Приложении.

В самом начале занятия я знакомлю ее с учебником. Для этого разрешаю ей полистать и потрогать глянцевые страницы. Ограничение во времени — не более 1–2 мин. Растягивать знакомство с учебником не стоит: ребенок может сразу же потерять интерес к занятию.

Перед каждым новым заданием обязательно даю инструкцию на выполнение. Ученик должен знать, что и как он будет делать. Нельзя просто сказать: «Посмотри на эту картинку, или послушай песенку, поиграй в игрушки». Если я прошу ее посмотреть на картинки в учебнике, то она должна сказать, что там изображено: цирк, клоуны, какого цвета у них в руках шарики и пр. На занятии стараюсь, чтобы ребенок не был пассивным: нельзя ограничиваться тем, что он только смотрит, слушает, он должен проявлять максимальную активность. Например, Соня не просто рассматривает красивые шарики, а по моей просьбе сама раскрашивает их рисунки в нужный цвет, соединяет их с соответствующими буквами и словами.

Считаю, что для первого занятия достаточно взять четыре слова, обозначающие цвета: red, yellow, green, blue и соответствующие начальные их буквы: r, y, g, b. Последовательность выполнения заданий у нас такая.

Сначала просто рассматриваем цветные шарики в учебнике. Потом я беру листок бумаги, на правой стороне его рисую подобные кружочки сама и предлагаю Соне закрасить их такими же цветами (но можно заготовить листок с ними заранее).

Подобное задание очень важно не только с точки зрения красоты или скорости выполнения, но и для выработки правильного графически-образного мышления. На выполнение даю одну-две минуты под спокойную музыку. Девочка выполняет задание не до конца. Это нестрашно. Предлагаю ей раскраску закончить дома, чтобы не тратить время здесь. А потом показать маме, как умеет «играть в английский».

После этого соответствующим фломастером пишу на левой стороне листка слова:

и прошу показать, к каким шарикам (по цвету) они относятся, а также соединить слова и шарики линиями («веревочками»).

Результат такой:

Затем выделяю в каждом слове первые буквы и говорю, как они звучат: /r-r-r/, /b-b-b/ и ссылаюсь на сказку про Дракончика, где тигренок и львенок рычали /r-r-r/, а медвежонок кидал камешки в воду /b-b-b/. Использую здесь новую схему с цветными шариками, но уже без слов. Цветные буквы опять записываю слева и снова прошу соединить их с соответствующими шариками. Далее, с моей помощью девочка уже черным фломастером вписывает эти буквы (конечно, каракули!) в центр того или иного шарика. Почему черным? Иначе цветные буквы будут сливаться с цветными шариками. Получиться должно вот что:


Переходим к следующей схеме — с облачками — и новой игре:

Задание: нужно сначала найти отдельно букву g, затем показать в каком слове она встречается и, наконец, соединить ее с соответствующим облачком.

Поначалу Соня испытывает затруднения. Я прихожу ей на помощь и подсказываю, но полушепотом. Почему? Чтобы девочка считала, что это не я говорю, а именно она, и у нее уже получается.

«Бесконечные» повторения под разными предлогами одного и того же и в то же время выполнение заданий по нарастающей сложности дают свой результат: ребенок всё увереннее оперирует четырьмя буквами и четырьмя словами.

Каждое движение Сони обязательно оцениваю словами: Well done! Excellent! Super! Good! Или на листок с выполненным заданием наклеиваю смайлики, смешные «пузики», у которых вращаются глазки, рисунки героев мультфильмов, даже угощаю соком, вафелькой, конфеткой или шоколадкой. Арсенал таких мотивационных средств может быть разнообразным, но каждый раз стараюсь не повторяться. Это опять же поддерживает интерес девочки к игре.

После выполнения того или иного задания предлагаю Соне показать маме свои работы. С мамой я заранее договорилась, что она будет всячески поддерживать успех. Вообще же считаю, что присутствие родителей на занятии с детьми очень обогащает их с точки зрения дальнейшего самостоятельного обучения своего ребенка. Участие же в игре-занятии помогает сблизить их души, учит маму сопереживать, наблюдать за ребенком в новой обстановке, а главное, поддерживать и оценивать его успехи.

Важным обучающим моментом в моей работе служит быстрая смена видов и поля деятельности. Я называю это «смена декораций». На каждое действие-задание отвожу не более 3–5 минут. За это время можно сделать очень многое! Если я почувствовала, что Соня начинает отвлекаться или зевает, значит, она устала. Затягивать выполнение задания более, чем на 5 мин., не рекомендуется: ребенку уже приедается задание, он не хочет его делать и может произойти даже срыв занятия. А чтобы девочка не потеряла интереса, сразу же предлагаю ей другое задание. Одновременно меняю и место выполнения: за маленьким столиком, на диване, стоя у шкафа возле плаката с алфавитом, в середине комнаты на ковре и т.д.

Чтобы девочка к концу занятия не утомилась, в середине устраиваю небольшой перерыв. Под ритмичную музыку делаем физзарядку.

Заканчивая урок, даю небольшое задание: на отдельном листке (с заранее написанными мною четырьмя словами цветов) нарисовать дома свои шарики, запутать их веревочками со словами, а в следующий раз наши игрушки будут искать к каждому шарику свою веревочку. (Роль игрушки, конечно, исполняю я.) Выглядеть это должно примерно так:

Теперь подведем итоги занятия с Соней. Под разными «соусами» было отработано 4 слова о цветах и 4 буквы (их звука), которые легли в ее головку основательно. Дополнительно предложено еще слово: Hello! — для знакомства. Считаю, что моя задача как преподавателя — «Введение и закрепление первых букв алфавита и слов» на занятии — достигнута.

В значительной мере это результат того, что Соня — на редкость сообразительный и общительный ребенок. Мне очень повезло! В случае с другими детьми для достижения подобного успеха понадобится еще 1–2 занятия.

За отличную игру на занятии ученица получает в подарок игрушку и шоколадку. Такое подкрепление, думаю, очень важно в нашей работе. У меня хранится небольшой арсенал недорогих куколок, зверюшек, смешариков, наклеек, фломастеров, мячиков, а также сладостей: разных шоколадок, конфет, вафлей и т.д.


Приложение
Примерный диалог-«игра в английский»
на первом занятии с девочкой Соней 4-лет

Первая встреча. Размышляю: как-то она пройдет? Ведь от этого будет зависеть многое в нашей последующей работе.

В назначенный срок мама Евгения привозит на машине свою дочь Соню. Мама выходит, а девочка — нет. Заглядываю внутрь машины. Девочка, сидя в специальном креслице, спит, но веки предательски дрожат. Она притворяется спящей! Это добрый знак. Мы еще не знакомы с ней, а она не только не боится первой встречи, но уже «играет» со мной. Я включаюсь в игру. Говорю маме так, чтобы дочка услышала:

— Пусть немного поспит.

— Я уже проснулась! — восклицает девочка.

Hello! — приветствую я ее и протягиваю к ней навстречу руки. Она соскакивает с креслица. Первый эффект достигнут.

По дорожке идем в дом. Подаю Соне руку, а она с готовностью вкладывает в нее свою ладошку. Снова добрый знак: чувствую, что будут доверие и контакт. Удивительно, но обращается она ко мне уже по имени-отчеству «МаинаЕвгеньна». Видно, заранее научила мама.

— Мы будем учиться? — деловито спрашивает она.

— Нет, мы будем с тобой играть — играть в английский, а в гости пригласим игрушки, — возражаю я с улыбкой.

Заходим в комнату, где уже всё готово для «игры».

— Садись на диван, как тебе удобнее. Хочешь услышать сказку?

— Давай!

— Тогда слушай. (Читаю «Сказку про Дракончика».) Тебе нравится сказка? Будешь играть в английский?

— Да!

— Давай позовем в гости этих зверюшек и другие игрушки. (Показываю вокруг.)

— Давай! А как?

— Мы им скажем: “Hello!”. Поздороваемся со всеми, пригласим их в гости.

Hello! Hello!

— Помаши ручкой маме и тоже скажи: “Hello!”

Hello, мама!

— А теперь, Сонечка, заглянем в эту книжку. (Показываю учебник, по которому мы будем заниматься.)

— Нравится? Посмотри, полистай странички, можешь даже понюхать и погладить их. Лизать не надо. Для тебя специально привезли ее из далекой страны — Англии, где все говорят на английском языке, даже дети! Книжка про цирк. Ты можешь повеселиться вместе с клоунами на арене.

— А-ах!

— Да, нас приглашают в гости клоуны — Tim и Pat. Посмотри на картинку, что на ней изображено?

— Цирк.

(Тем временем я включаю аудиозапись. Слышны звуки цирка.)

— А это?

— Клоуны.

— Давай поздороваемся и с ними!

Рассматриваем новый учебник про клоунов

Hello! — говорит Соня и машет им ручкой.

— Как они одеты — смешно?

— Да, на них — смешные широкие штаны, в руках зонтик… и шарики.

— Давай посмотрим, какие шарики они держат в руках?

— Разные.

— Называй.

— Красный.

Red, — медленно и четко произношу я по-английски. — Можешь повторить?

Red…

Well done! Молодец! А еще?

— Желтый.

Yellow, — добавляю я. — Повтори...

— А это?

— Зеленый.

Green.

— Это?

— Голубой.

Blue.

— Тебе понравились эти шарики?

— Да.

(Даю «волшебную» инструкцию ученику):

— Чтобы шарики ожили и заиграли, давай пригласим их в гости!

— А как?

— Мы им скажем “Hello!”

(С моей помощью ребенок снова называет каждый цвет и машет ручкой шарику):

Hello, red! Hello, yellow! Hello, green!...

— Давай теперь и мы нарисуем такие же красивые шарики.

(Беру чистый лист бумаги и справа рисую 4 кружочка.)

— Давай раскрасим их! (Передаю Соне последовательно 4 фломастера, начиная с красного. Она раскрашивает первый кружочек. Получается не ахти как хорошо, но это неважно, главное — черкает нужным цветом.)

— Какой у нас получился шарик?

Red…

Good! А этот?

Yellow!

— Этот?

Green..

— А теперь?

Blue!

Well done!

— Пойди, покажи маме свой рисунок. Пусть порадуется за тебя. (Показывает рисунок, а мама хвалит.)

— Теперь давай напишем, как называются эти цвета (на левой стороне листка столбиком крупными печатными буквами пишу разноцветные слова):

red

yellow

green

blue

— К какому шарику относится слово red?

— Вот к этому.

— Давай свяжем их веревочкой.

— Прямо сейчас?

— Да, бери волшебный фломастер. Колпачок ложится спать.

— Ага, он нам будет мешать. Колпачок, спать!

(Я убираю колпачок в ладонь и закрываю ее.)

— Какой цвет выбираешь?

Yellow! (Она точно выбирает нужный фломастер.)Well done! (Повторяем это задание с другими фломастерами). — Теперь внимательно послушай, с чего начинается слово red. (Произношу рычащее /r-r-red/.) — Вспомни, как рычали в сказке про Дракончика тигренок и львенок: /r-r-r/. Повтори.

r-r-red… — неуверенно «рычит» за мной девочка.

— Запишем вот здесь (снова на левой стороне листа и красным фломастером) буковку r. А с чего начинается слово yellow? (Снова подсказываю ей.)

(То же проделываем с другими звуками и буквами. Вспоминаем, какие звуки издавали зверюшки в сказке про Дракончика.)

— Свяжем теперь веревочкой каждую буковку со своим шариком. (Соединяет их соответствующим фломастером.)

Well done! (И хлопаю в ладоши. Мама хлопает тоже.)

— А если веревочки порвутся? — вдруг спрашиваю я. — Как мы тогда узнаем, какая буковка с каким шариком была связана?

— Не знаю…

— Давай поместим каждую буковку прямо в свой шарик! Это можно сделать одним, черным фломастером. (Даю черный.) Попробуй нарисовать сама вот эту буковку r в середине красного шарика. (Пробует. Получаются каракули. Я помогаю написать букву графически правильно: веду ее маленькую ручку своей рукой. Проделываем то же самое с остальными буквами.) — Пойди, обязательно покажи маме, как ты уже умеешь писать буквы. (Мама говорит: «А-ах!» и хлопает в ладоши. Переходим к новому заданию.)

— А теперь поиграем с облачками. (Показываю соответствующий рисунок.) — Где здесь g?

— Вот!

— Покажи, в каком слове здесь она встречается. (Указывает на облачко со словом green. Я четко произношу: green.)

— Снова соединим веревочкой букву g и облачко green.

(В той же последовательности работаем над другими буквами и словами.)

— Покажи картинку с облачками маме. (Показывает, а мама одобряет).

(Чувствую, что девочка устала. Под музыку делаем небольшую физзарядку. Команды отдаю на английском языке “Hands up! Hands down! Up! Down! Jump! Run! Sit down!”, но, чтобы она понимала, показываю руками и ногами, как надо выполнять их. Затем угощаю соком и сладостями.)

(Новое задание. Я раскладываю на столике и диване всё, что у меня есть цветного и яркого).

— Посмотри на эти предметы, игрушки и скажи, какого они цвета. А чтобы они проснулись, постарайся назвать их по-английски! Ищем только red и называем цвет. (Она дотрагивается до предметов, или берет игрушку в руки и называет red, red, red… Тоже самое проделываем и с другими цветами).

(Снова задание):

Игра в мячик

— Ты умеешь играть в мяч?

— Да.

— Я кидаю мяч и говорю букву или слово, а ты повторяешь и кидаешь обратно. Таким образом, и ты будешь меня учить. (Делаем так несколько раз.)

r-r-r — произношу я и бросаю мяч.

r-r-r — повторяет она и бросает его обратно.

Red, — говорю я.

Red — повторяет она.

(Так происходит несколько раз.)

(Очередная смена декораций. Мы слушаем песенку про цвета и пытаемся воспроизвести ее.)

— Какие слова здесь тебе знакомы? Можешь назвать?

Red…

(Я шепотом подсказываю) — yellow, green, blue.

Well done! Давай споем вместе и потанцуем. Танцевать умеешь? Вот тебе зонтик клоунов. Назови и покажи мне, какие тут цвета?

(Девочка держит зонтик, танцует, пытается повторить за исполнителями слова песенки.)

— Red, yellow, green, blue!

— Hello, …!

(Дальше у нее не получается, но она не отчаивается, так как это не страшно: мы просто играем в английский. А ругать ее никто не будет.)

(Обращаю внимание на зонтик.)

— Какие здесь цвета?

red, yellow, green, blue, — четко произносит она.

(Подходим к плакату с алфавитом: он прикреплен к книжному шкафу на уровне глаз девочки):

— Покажи b

— Вот… и вот… и вот…

— А где g ? — уже шепотом спрашиваю я.

Также шепотом она отвечает:

— Здесь и здесь. А почему ты говоришь шепотом?

— А чтобы буквы не разбежались от нашего громкого разговора. Мы же должны потом с ними играть!

— Да, а то не с кем будет играть!

Время занятия незаметно истекает. В заключение я спрашиваю:

— Что мы с тобой сегодня делали?

— Играли!

— Как?

— Слушали сказку про Дракончика…, пели песенку…

— А еще?

— Танцевали с зонтиком.

— Какие новые слова ты теперь знаешь?

Red, yellow, green…

— Еще?

Blue.

— А как научилась здороваться по-английски?

“Hello!”

— Хочешь дома поиграть в английский? Вот тебе задание. Возьми листок с цветными словами, нарисуй здесь цветные шарики и запутай слова и шарики веревочками. А наши игрушки потом будут распутывать их. (Показываю на схеме, как надо сделать.)

— За то, что ты хорошо играла со мной, вот тебе подарки (даю собачку розового цвета с ярко-алым язычком и шоколадку).

Hello! — смеется девочка, обращаясь к собачке.

Bye! — говорю я и машу ей рукой.

Подхожу к маме. Кратко рассказываю ей, какая была тема занятия, поясняю смысл своих действий: почему мы делали так, а не иначе, для чего быстро менялись виды работ и т.д. Благодарю за помощь, даю рекомендации, как помочь дочери выполнить домашнее задание.

Прощаемся. Я довольна. Думаю, девочка и ее мама тоже…


Статья написана 2008-04-14, опубликована 2008-04-26.
Главная » Статьи » Как работать с ABC, или Мы играем в английский!