Какие использовать учебники по грамматике английского языка?

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

Испокон веков в школе считалось, что грамматика английского языка — что-то страшное, как ведьма. Ученики тряслись и вздрагивали лишь при одном упоминании ее. Подобно злой «училке» с журналом в одной руке и указкой в другой она входила в класс и шарила глазами, на ком сегодня остановить свой выбор и поставить двойку!

Объясняется это не только сравнительной сложностью английской грамматики. Как правило, в учебниках она подается небольшими дозами, отрывочно, чтобы только взглянуть «одним глазком» и сразу же перейти к другому материалу. Но если изучать ее более полно, целостно, систематически, то окажется, что «ведьма» не так уж страшна, как ее малюют!

В предыдущих моих статьях («Какой выбрать учебник по английскому для детей?» и «Какие учебники по английскому языку на начальном уровне предложить взрослым?») говорилось об основных учебно-методических комплексах (УМК) по английскому языку. Но есть учебники специально по грамматике. Их не только можно, но даже нужно использовать во время работы с детьми и взрослыми.

Из отечественных хорошо зарекомендовал себя — Ю. Голицынский. Грамматика. Сборник упражнений. Считаю, что это одно из лучших грамматических пособий для русскоязычного студента. Почему так? В нем последовательно, от простого к сложному, идут объяснения автора (даны в рамках). Маленькими шажками он продвигает ученика к пониманию той или иной грамматической структуры, помогает понять, из чего складывается в целом иноязычная речь. На каждую тему, будь то Артикль или Употребление времен, предлагается невероятное количество (до 100 и более!) упражнений, и каждое из них содержит примерно от 10 до 30 предложений.

Простой математический расчет показывает, что, в результате — volens-nolens (хочешь-не хочешь), а в голову обучающегося намертво «вбиваются» все грамматические особенности английского языка, правила оформления всех типов вопросов, совершается постепенный переход от Present Simple к более сложным видам употребления времен и т.д.

Принцип здесь прост, но гениален: повторение, повторение и еще раз повторение. Недаром говорят, что «повторенье — мать ученья». Закрепление в разных комбинациях какой-то части грамматики с помощью 20–30 упражнений, и материал просто «врубится в память, как в скалу».

Голицынский, пожалуй, мощен еще и тем, что кажущиеся бесконечными «нудные» упражнения, да еще и без картинок, могут быть лишь вначале скучны и трудны для отработки грамматических структур. На самом же деле автор не отпугивает желающего упорно заниматься грамматикой. Он побуждает думать над каждым предложением, доводит грамматические навыки до автоматизма. Кстати, любое из его предложений может быть разыграно в виде спонтанных или заранее подготовленных диалогов.

Как можно на практике применить упражнения из Голицынского, чтобы заинтересовать обучающегося? Прежде всего, надо учитывать уровень его знаний и понимания грамматики.

Раскроем, к примеру, раздел «Местоимения some, any, no, every и их производные». На первый взгляд, ничего тут интересного нет. Много-много (около 20-ти!) упражнений на закрепление местоимений в разных видах вместе с их производными — -thing, -body или -where. Преподаватель-репетитор может просто пройти все упражнения без исключения. У ученика так или иначе отложится в голове разница: something — somebody, или запомнятся, например, случаи употребления any в утвердительных предложениях. Но потом ученик всё же может от такого обилия материала просто заскучать. А это самое страшное в обучении, когда он утрачивает интерес к учебе.

Как избежать этого? Репетитор может взять обычное предложение — “There is … in the room” и научить простому заполнению неопределенным местоимением ‘some-‘, или ‘no-’. Но может, особенно на начальном уровне, разыграть с учащимся диалог. Например,

Can you hear? There is somebody in the room!

— Sorry, there is nobody in the room.

— H-mm, but I think… there is something in the room, it is scratching!

— Anything in the room? There is nothing there!

— Look here, I see something black.

— But I can’t see anything black or white.

— It’s a black cat seeking something tasty.

— A black cat in a dark room?

— Yes, there is some noise somewhere in your house!

— Oh, yes! It’s my house! You may go to any room you want! There is no cat, no mouse: no-th-ing and no-whe-re!

— Excuse me! I suppose there is something wrong with my ears.

— I advise you to see the doctor anywhere! …

Подобный диалог нередко разыгрывается спонтанно, без подготовки: достаточно время от времени подставлять то или иное нужное местоимение. Частота использования неопределенных местоимений может быть увеличена по Вашему желанию. Но диалог можно подготовить заранее. Он разыгрывается как в течение одной «учебной» минуты (3х3 предложения), так и в виде отдыха — до 10 минут, не более. Результат достигнут: Ваш ученик, «пробуя на язык: холодно-горячо» такие местоимения, уже лучше запомнит их и будет самостоятельно употреблять.

Помощниками преподавателю в изучении грамматики и ее закреплении могут служить совсем небольшие, карманного формата, книжечки из серии «Английский это просто» автора Угаровой Е.В. «Вопросительные предложения английского языка» или серии «Мини-самоучитель» «100 самых необходимых английских глаголов», «Английские неправильные глаголы (самые трудные для запоминания)» и т.п. Книжечки можно подарить на первом занятии Вашему ученику, чтобы он изучал их самостоятельно, добавляя из них материал на уроке.

Рассмотрим теперь зарубежные грамматические пособия. Важная особенность всех иностранных учебников — подача грамматического материала в них идет только на языке, а это способствует погружению в незнакомую среду через грамматику. Последнее время подобные грамматические пособия наполняются схемами, таблицами, рисунками, фотографиями. Они важны для более живого «общения» с учеником. Обилие разноцветных таблиц, подстановочные цветные слова, словосочетания и предложения, да еще на глянцевой бумаге, — все это увлекает так, что забываешь о незнании той или иной грамматической структуры.

Round-up by Virginia Evans (Longman) больше относится к детскому учебному пособию, но мои взрослые ученики тоже с удовольствием занимаются по нему. Он прост в подаче материала, хорош как дополнительное пособие по грамматике к любому основному учебному курсу.

В каждом Unit’е рассматривается по одной теме, например: The Alphabet, This-That-These-Those и т.д. Любимыми упражнениями для учащихся всех уровней могут быть

Fill in (p. 28, 30, 58…)

— True or False (p. 37…)

— Write as in the example (p. 18, 26…)

— Find the differences in picture B (p. 15) etc.

Каждая тема заканчивается каким-нибудь небольшим письменным проектом, например:

First read about Ann then write about you 4–5 sent., put your photo here (p. 21)

— Write what the animals can or can’t do (p. 38)

— Write about you (p.60)

Или игрой ‘in teams’:

— Mime the action (p. 48)

— Say sentences using the verbs in Present Simple (p. 60)

— Ask questions using who or what (p. 75) etc.

Определенной удачей таких учебников являются различные Pre-Tests or Progress Tests. Это своевременная проверка знаний, навыков использования грамматических структур и оборотов в речи ученика, выявление сложностей, на которые следует обратить потом внимание. Тесты даются в конце книги, и их не спутаешь по цвету (они приятного песочного цвета!) с самими упражнениями.

Один из популярных грамматических учебников для взрослых, которые я использую в своей работе, — English Grammar in Use by Raymond Murphy (Cambridge University Press). Он удобен для всех уровней, начиная с элементарного, и прост в презентации. На левой страничке схематично представлена грамматическая структура, а в правой — 5–6 упражнений на закрепление материала. Рисунки только дополняют и «объясняют» некоторые грамматические моменты.

Другой — Elementary Language Practice by Michael Vince (Macmillan/Heinemann) — очень похож своей структурой на «Murphy». Грамматика подается в нем маленькими порциями и объясняется очень просто. Каждая тема — отдельно. Правило преподносится скорее в виде схемы, чем словами, и, что очень важно, излагается кратко: самая суть. Объяснения собственно правила находятся на левой странице, а упражнения для закрепления навыков в речи обучающегося — на правой. Делаешь упражнение справа, а если что-то подзабыл или просто непонятно, то смотришь влево. Не надо листать страницы до бесконечности назад с вопросом: «Где же было это правило?» Большая часть упражнений дана в форме картинок, что опять же способствует быстрому усвоению грамматики благодаря наглядности.

Иностранные учебники легко воспринимаются — как игра. В целом они содержат большое количество упражнений на развитие автоматизма — Fill in…, make the questions…, put the sentence in the right order и т.д.

Определенный интерес представляет учебное пособие Good Grammar by Peter Clutterbuck (Blake Publishing. Издательство Астрель). Оно предназначено для различного уровня обучающихся (детей и взрослых) — как начального, так и среднего и т.д. Автор знакомит с основными элементами грамматики, причем упор делается здесь на ее письменное применение. Текст пособия отличает легкая подача материала, любая грамматическая структура представлена в сжатом виде, и объяснение дается очень простое.

Самое главное в этом пособии — оно предназначено, прежде всего, для преподавателя. Ведь автор учебника — школьный учитель. У него свое восприятие языка, и он знает, как просто и доступно преподнести сложную английскую грамматику! Очень важно, на мой взгляд, что в этом пособии дается именно методика преподавания различных грамматических структур. В первую очередь, оно необходимо начинающим преподавателям, чтобы те могли не только правильно объяснить материал, но и подать его творчески, «завести» ученика через игру. Грамматика в игровой форме — это замечательно! Страницы можно копировать и предлагать ученикам для заполнения до тех пор, пока они не научатся правильно применять грамматику на практике.

Возьмем, к примеру, тему «Предложения». Автор устраивает сначала Знакомство с предложениями: показывает, что это такое, как они правильно строятся, что за чем в них идет и т.д. Если преподаватель-репетитор не представляет себе, как применить на уроке тот или иной грамматический момент, то смотрит на страничку «Методика преподавания», а там кратко сформулированы готовые задания:

закончите предложение

— ответьте на вопрос

— перепутанные предложения

— интервью

— да или нет

— охота за заголовками и т.д.

После таких творческих «включений» у преподавателя-репетитора само собой возникает масса своих собственных вариантов презентации грамматических структур, вплоть до сочинения ребусов и анаграмм.

У каждого иностранного учебника по грамматике есть свои положительные моменты:

— преподнесение материала на языке

— простота в объяснении, зачастую в виде схем

— многообразие видов работ над упражнениями.

Общим же их недостатком можно назвать, например, чрезмерно малое количество заданий на закрепление отдельных правил. Так, тот же самый артикль “A-An” рассматривается лишь в 4–5 упражнениях. Сравним это с Голицынским, который преподносит его и так, и сяк более чем в 20 упражнениях (правда, вместе с the), притом на простеньком уровне. А всего упражнений на наличие того или иного артикля или его отсутствие — у него свыше 70!

«Живая», увлекательная грамматика, правильно расставленные акценты, творческий подход в подаче «сухого» материала, и… успех в обучении Вам обеспечен!


Статья написана 2008-02-17, опубликована 2008-02-25.
Главная » Статьи » Какие использовать учебники по грамматике английского языка?