Как закрепить знание АВС, или Куда «убегают» буквы?

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

Первое занятие английским языком с 4-летней девочкой Соней было описано мною в статье «Как работать с АВС, или Мы играем в английский!».

Несколько последующих занятий были посвящены закреплению знаний первых букв алфавита и звуков в речи маленькой ученицы, а также изучению новых.

По своему опыту знаю, что у начинающего осваивать язык — ребенка или взрослого — сначала неизбежно будет «период молчания» и лишь потом, рано или поздно произойдет своеобразный «переход количества в качество». Поэтому я не настаивала на том, чтобы девочка сразу же заговорила по-английски. Считала, что мы с ее мамой спокойно дождемся того дня, когда она сама выдаст нам «на гора» всё, что мы от нее добиваемся: накопленное прорвется.

Второе занятие началось с сюрприза. Когда накануне я давала девочке игровое «домашнее» задание, то, естественно, предполагала, что в силу своего маленького возраста она может его не выполнить. Вот почему для меня стало приятной неожиданностью, что Соня подошла к нему творчески — сделала нечто другое (фото 1). Протягивая листок, она сказала:

— Я запутала веревочки так, чтобы их никто не смог распутать!

Рассматривая ее рисунок, я действительно не смогла сходу распутать веревочки. А Соня веселилась от души, получив, таким образом, мощный заряд бодрости.

Еще до начала второго занятия я «вдохновила» ее:

— Пойдем скорей, а то игрушки давно ждут тебя и уже плачут: «Где наша Соня?»

А когда вошли в комнату, сказала:

— Ни за что не догадаешься, куда спряталась одна игрушка (мы нашли ее вскоре … под столом!).

На самом занятии говорю, что буквы могут разбежаться, спрятаться и т.д.

Вдруг Соня спрашивает меня:

— А почему твои буквы и игрушки все время плачут, куда-то прячутся, бегают? Ты, наверно, так специально делаешь?

— Почему? — спрашиваю я с улыбкой.

— Чтобы мне было интересно с ними играть!

— Ты угадала…

Занятие снова проводим в игровой манере. Неожиданно Соня сама помогла мне в этом. На сей раз она привезла свою любимую игрушку «Пушистый Лепесток» (фото 2). И я тотчас включила его в незапланированную игру, хотя у меня есть свои такие «игрушки-на-пальцах».

С моей помощью Лепесток стал внимательно слушать, что отвечает ученица, вступать с ней в беседу или побуждать ее к высказыванию. Например, я показываю на Лепесток и спрашиваю, какого цвета у него лепестки или листики. Вместе со мной Лепесток столь же внимательно «смотрит» на девочку в ожидании ответа и, если надо, подсказывает.

Для закрепления алфавитных слов предлагаю задание на понимание изученного во время предыдущего занятия — «Обвести повторяющиеся слова-цвета». Представляю девочке соответствующую схему. Итог должен получиться таким:

RedYellowGreenBlue
Red
YellowGreen
Yellow
RedBlue
Green
Green
RedBlueYellow
BlueRedGreenYellow
Blue

В моих методических запасниках есть замечательный учебный мультфильм “Muzzy in Gondoland”. Поэтому продолжаю занятие просмотром его отрывка. Хвала создателям: многие вещи из него можно предложить и взрослым! Как правило, фильм никогда не демонстрирую целиком. Беру только нужный кусочек, пусть даже маленький, и включаю его в урок. На этот раз предлагаю Соне посмотреть «живой» алфавит. Девочка завороженно смотрит на экран, где буквы извиваются, танцуют под музыку или превращаются из печатных в письменные и наоборот. Я прошу ее произносить буквы вместе с дикторами, и называть те, которые запомнились. Соня повторяет рифмовку с АВС практически без ошибок (но только от A до F). Новый успех очевиден.

После этого подходим к плакату с АВС, чтобы повторить знакомые буквы.

A B C D E… — с удовольствием произносит она, потом «забегает» по плакату вперед и пытается вспомнить еще какие-то буквы. В целом говорит правильно (фото 3).

Затем под мою диктовку мы рисуем и раскрашиваем буквы алфавита:

A-red, B-yellow, C-blue, D-green.

Соня не всегда делает задание точно так, как я прошу, а проявляет свое «творчество» — т.е. так, как она сама «видит» его:

— Я делаю здесь green, а вот здесь blue

Девочка ошибается, но я не поправляю ее, не вмешиваюсь в детское творчество. Пусть играет — и сама с собой тоже. Главное, что она увлечена поиском и произносит слова по-английски. Настаивать на точном исполнении задания маленьким человечком не считаю обязательным. Иначе дитя может утратить интерес. Иногда спрашивают: «Что делать, если у ученика пропал интерес к занятию?» Отвечаю: «Вы уже опоздали! Не надо было доводить до этого состояния. Исправлять ситуацию трудней, чем ее не допускать».

Закончив одну игру, предлагаю новую. Но Соня вдруг пасует и говорит:

— Я забыла, не помню…

— Что забыла?! — восклицаю я. — Да ты все помнишь!

Осторожно поддерживаю девочку в моральном плане, чтобы перед незнанием чего-либо она не впала в состояние «страха».

— Ты все помнишь прекрасно! — бодро, как ни в чем не бывало, продолжаю я и снова беру ее игрушку «Лепесток». — Мы с тобой учим нашего Лепесточка. Он смотрит и говорит: «Ах, как ты интересно делаешь! Дай я посмотрю». И мы с тобой отвечаем Лепесточку, что это “y…”

Yellow! — радуется Соня.

Страх ушел, девочка уже забыла о случившемся и с интересом ждет очередной игры.

— Теперь давай найдем убежавшую букву “A” среди других. Посмотри! Look! Letter “А”. Буква “A”. А что рядом? “Apple” — «я-б-л-о…».

— Яблочко!

Well done! Молодец! Apple!

Apple!

Ученица отлично держит темп. После такого задания переходим к рисованию.

We draw. Мы рисуем. Apple — яблоко.

Apple?

Yes! Да!

Draw an apple. Рисуй «яблоко». Green?

Green!

Well done!

Аналогично этому я буду строить следующие уроки по введению и закреплению новых слов — a book, a banana, a box и т.д.

Наряду с закреплением пройденного материала мы изучаем другие алфавитные слова — a ball, a cat, a fish и т.д. Сначала слушаем chant (рифмовка), которую выкрикивают дикторы-английские дети. Такие рифмовки я выполняю по-разному, в зависимости от характера ученика. Мы с Соней стараемся повторять их вслед за дикторами в движении: одновременно маршируя или взмахивая руками. Подобные задания развивают слух и координацию движений. Во время рифмовки можно также использовать и наглядные средства: быстро показывать на картинке или игрушке (apple, ball, cat,…) и называть их в самом chant’е.

— Представь, — говорю я, — что на том берегу речки стоят английские дети, и мы с тобой будем кричать им как можно громче, чтобы они нас услышали. Ready? Готова?

Соня старается перекричать дикторов. Мама же поддерживает нас:

Hooray!

А теперь — задание на развитие внимательности. Я раскладываю в беспорядке буквы алфавита B А F D C E. Задача девочки — найти среди них нужную букву и указать на нее пальчиком. Прошу:

— Соня, find “A”, найди букву “A”

— Вот “A”!

Yes! (или No!)

После каждого энергичного задания переключаемся на выполнение спокойного. Снова закрепляем пройденное: к каждой букве в облачке рисуем картинки или раскрашиваем слова. Задание методически обоснованно. Соединить буквы с рисунком — важно для зрительного восприятия, раскрасить букву или нарисовать картинку к ней — для развития образного мышления.

После раскраски выполняем мое любимое задание на понимание пройденных слов: “Show!” («Покажи»). Почему «любимое»? Потому что это слово можно отнести к огромному множеству самых разных предметов:

Show me an apple (ball, dog)…

А если ребенок постарше (примерно 6-7 лет), то подобное задание будет выглядеть так, как в моей статье «Праздник — большой открытый урок».

Снова переходим к закреплению алфавита. Я уже успела заметить, что у маленькой девочки большой интерес вызывает любое рисование или раскрашивание. Беру вновь облачко и делю его теперь пополам: одна половинка будет красной, другая — желтой. Прошу последовательно закрасить полученные части нужным цветом. Затем усложняю задание: делю облачко уже на 4 части по количеству изученных цветов и прошу сделать то же самое.

В итоге должно получиться вот что:

По ее инициативе аналогичную процедуру производим и с… бабочкой! (фото 4)

Продолжаю «эксплуатировать» склонность ребенка к рисованию как сильнейший стимул в работе. Раскраску совмещаю с изучаемым словом. Например, беру слово “cat”:

What colour is a cat? (Какого цвета «кошечка»?)

Blue!

Почему бы и нет! Ведь на Голубой планете могут жить голубые кошечки!

Как и в первый раз, время занятия пролетает незаметно. Снова подвожу итоги. Обсуждаю с Соней, что нового она узнала и было ли ей интересно. Рассказываю маме, какие методы я применяла и почему. Вручаю девочке заслуженные подарки («Баунти» и мягкую куклу).

На последующих занятиях продолжаю совмещать закрепление пройденных букв (и звуков) с изучением новых.

Так, на третьем занятии мы ищем снова спрятавшиеся слова — a book, a banana, a box, a dog, a cat. Я заранее прячу их везде, где только можно. Но так, чтобы они… чуточку высовывали свои «носики»: выглядывали из-за дивана, стола, из открытой книги и т.п. При этом использую вопросы из детской игры «холодно-горячо» или Yes/No? Мы ходим с Соней по комнате и «ищем» убежавшие слова:

— Соня, it is cold, — показываю мимикой, как мне холодно. Тогда она ищет в другом месте.

Now it is hot! — опять же мимикой «вытираю пот со лба». Значит, слово найдено!

Затем мы меняемся ролями, и уже я сама ищу буквы и игрушки.

Yes? No?

No.

Is it here? Здесь? Yes-no?

No.

Продолжаю искать.

Yes-no?

Ye-e-es!

Мы обе весело смеемся.

На занятиях вновь рисуем с Соней простенькие картинки. Неважно как, главное, чтобы она сама в них разбиралась (фото 5). Потом произносим рифмовки, маршируем, она прячется под стол, а я ее ищу и т.д.

Один из удачных, как мне кажется, приемов. Мы подходим к «волшебному» (на самом деле — голубому) покрывалу, под которым обязательно прячется что-нибудь интересное (фото 6). Там могут прятаться:

— игрушки,

— буквы и слова,

— предметы одного цвета (например, только красные или зеленые), либо разных цветов,

— недостающие части в паззлах…

Предлагаю и такое задание — на догадку — “Guess”:

А dog?

Как правило, число поисков ограничиваю тремя — иначе ребенку потом станет неинтересно играть. Играем обязательно по очереди: ученица тоже должна почувствовать себя главной.

Неожиданно для девочки включаю в игру обычный фонарик. Оказалось, для нее это вожделенный предмет! Что можно сделать с его помощью? Много чего: (фото 7).

— подсветить правильно выбранные игрушки или другие предметы, буквы, слова…

— поискать «убежавшие» игрушки (слова, части паззлов)

— поморгать ответ (Yes — мигнуть один раз, No — два раза) и т.д.

Если под рукой нет нужных предметов, например, banana, lemon, fish, то можно нарисовать их и положить под то же покрывало.

На одном из занятий придумала игру с разноцветными кеглями (фото 8). Кегли расставляю на полу. Затем по очереди выбиваем их шарами. Какие падают, те цвета девочка и называет. Или задумываем цвет кегли и бросаем шарик, стараясь попасть в нее. Если попадаем правильно, то кричим: Yes!, если мимо, то: No!

На занятиях постепенно ввожу слова-инструкции: “Point”, “Touch”, “Match”. Соня любит бегать по комнате, указывать на названные вещи, дотрагиваться до них, совмещать картинки.

Я прошу ее повторять за мной сначала одно слово, затем словосочетание. Девочка слушает, что произносят дикторы или говорю я — a yellow dog, a blue book, a red apple, — и совмещает рисунок cо словосочетаниями. Через рисование достигаю лучшего усвоения материала: моторная память — великая вещь! Посредством «руки» откладываются в головке Сони многие вещи: в данном случае, словосочетания.

Поработав таким образом со словами, на одном из занятий предлагаю новый вариант запоминания — игру “Snowball” («Снежный ком»), которую я использую в своей практике нередко. Смысл ее в том, что ученик повторяет одно слово, затем присоединяет к нему следующее, далее — произносит первое-второе-третье и т.д., до тех пор, пока не скажет всю цепочку слов. Как было у нас? Сначала Соня сказала “apple”, затем “apple-ball”, потом “apple-ball-cat”, после этого “apple-ball-cat-dog”, далее apple-ball-cat-dog-banana. Естественно, несколько раз Соня путалась, но в целом правильно справилась с заданием. Так «планка» неуклонно поднимается все выше.

Как правило, стараюсь на занятиях использовать что-нибудь неожиданное для ребенка. Сегодня мы играем с фонариком, завтра будут паззлы, послезавтра — маски, а еще через несколько занятий появится… настоящая волшебная палочка!

Новое, неожиданное задание всегда увлекает девочку. Например, я прошу ее закрыть глаза, а когда она открывает их, то видит в моих руках полупрозрачный пакет («Икеа», «Ашан»…), внутри которого… ярко горит белый круглый светильник (ночничок)! У нее непроизвольно вырывается возглас: «Ах!» Я уже знаю, если у Сони загораются глазки и она непроизвольно ахает, значит результат от новизны занятий и игр достигнут.

Или: мы с ней играем в «Рыбака» (“Fisherman”) — ловим разных «рыбок». Девочка поочередно достает игрушки и другие предметы и произносит:

a blue fish, a green book, a yellow dog…

Если ей сложно запомнить последовательность словосочетаний, я держу перед ее глазами свои три пальца, а другой рукой показываю на них (фото 9).

Для закрепления очередных алфавитных слов предлагаю Соне задание, модное у детей: собрать части паззлов (фото 10). Раскладываю вперемежку элементы картинок (яблоко, собака, рыбка и т.д.). Паззлы нужно собрать в течение одной минуты. Тратить на это больше времени не рекомендую: девочке будет просто неинтересно.

Соня сразу соображает, что от нее хотят. Инструкция “Match” ей также понятна. Предварительно я тихонько подсказываю нужное сочетание — “It’s a…” Она складывает картинки и говорит:

It’s a dog, it’s a fish…

Усложняю задание. Добавляю вопрос о цвете предмета.

What colour is your fish?

It’s blue, pink, green.

Закончив работы с паззлами, она подбегает к маме и радостно говорит:

— Ты разве не видишь, что вот так будет “dog”, а вот так будет “apple”! Dog будет yellow, a apple будет red.

Мама, конечно, «не видит» и просит дочку сложить картинки еще раз.

На последующих занятиях мы продолжаем работу по учебнику Starter и берем некоторые упражнения оттуда.

На картинке в учебнике Соня видит незнакомый ей предмет и спрашивает, что это.

A box, — отвечаю я и показываю ей свою коробочку (из-под небольшого точечного светильника).

Очередное задание вдохновляет Соню на «подвиги». Я раскладываю на столе сопутствующие принадлежности: ножницы, клей, фломастеры, цветную бумагу. Она оживляется при виде необычных предметов и, затаив дыхание, спрашивает:

— Я буду резать ножницами?

— Ты будешь клеить очень красивую коробочку — a very beautiful box, — уклончиво отвечаю я.

Поскольку маленьким детям давать ножницы нельзя, то «режущую» часть программы беру на себя. Мы не тратим драгоценное время, но весь процесс идет у девочки на глазах. Спрашиваю: “What colour?” и, получив ответ, быстро измеряю и отрезаю кусочки цветной бумаги. Затем отдаю ей. Она уже сама увлекается игрой и бормочет про себя:

— Эта сторона будет green, а эта — blue. А вот сюда — yellow.

Обклеенную со всех сторон разноцветными бумажками коробочку торжественно показываем маме. Подсаживаюсь рядом, растопыриваю пальцы, по одному загибаю их и шепчу Соне:

A-yellow-green-blue-red-box (фото 11).

— Мама! A-yellow-green-blue-red-box! — выпаливает сходу Соня, боясь потерять по дороге из такого необычно длинного выражения какое-нибудь слово. Взята новая высота! Мама громко шепчет: “Hooray!” — и понарошку «падает в обморок»: дочка уже начинает преодолевать «период молчания».


Статья написана 2008-07-15, опубликована 2008-07-28.
Главная » Статьи » Как закрепить знание АВС, или Куда «убегают» буквы?