«Живой алфавит», или Как использовать новейшую цифровую технику в обучении английскому языку

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

фото 1

Важная составляющая любого учебного процесса — использование технических средств обучения и наглядных пособий. Естественно, что в зависимости от изучаемой дисциплины они различны или применяются по-разному. В этом отношении обучение английскому языку тоже имеет свою специфику.

В своей преподавательской работе я давно применяю технические средства обучения. В школе это был бобинный и кассетный магнитофоны, диапроектор, а позже — просмотр видеокассет через телевизор и т.д.

Но жизнь идет вперед семимильными шагами. Меняемся мы, появляются всё новые технические средства, а вместе с ними меняется наша методика преподавания языка.

В настоящее время весь мир переходит на цифровую технику. Она открывает новые, неизмеримо более широкие возможности и для преподавания английского языка. Остановлюсь на трех таких средствах: диктофон, фотоаппарат и видеокамера.


Цифровой диктофон

Диктофон был у меня и раньше. Но он оказался довольно громоздким по объему, его нужно было держать рядом с говорящим, в нем существенно искажался звук, а это особенно недопустимо при изучении языка. Поэтому он малопригоден для эффективного использования на занятиях.

Некоторое время назад для работы с учениками я приобрела очень компактный и не очень дорогой цифровой диктофон. Кроме небольшого веса и красивого дизайна он обладает рядом других несомненных преимуществ. У него гораздо более чувствительный микрофон, позволяющий отлично определять уровень звука. Его можно положить и вдали от говорящего или просто в карман (а иногда это очень важно). Он дает возможность вести непрерывную запись в течение полсуток (что тоже важно для занятий с несколькими учениками подряд). На нем можно установить автоматическую запись, указав время ее начала и время окончания. Для быстрого обнаружения нужной информации нетрудно во время записи вставлять в файл индексные метки.

С цифровым диктофоном работать стало гораздо комфортнее. Я использую его, например, для записи речи ученика и совместного прослушивания того или иного ее отрывка. Звучание речи на диктофоне прекрасное, почти естественное. Послушать себя со стороны очень важно для ученика. Во-первых, он может отметить самое главное — свой успех: «Я уже говорю на английском языке!» Такой положительный момент в работе окрыляет не только ученика, но и преподавателя. Во-вторых, можно разложить живую речь на элементы и проанализировать ее: найти ошибки, выписать их, разобрать с преподавателем или дома и, конечно, исправить. Рекомендую своим ученикам (или их родителям, если это дети) периодически записывать свою речь на диктофон. Сложностей с этим нет. Кстати, диктофон имеется и в мобильных телефонах.

Привожу пример записи, где слышно, как отрабатывается неподготовленное чтение рассказика учеником 5 класса В. (звуковой файл 1).

А вот другой пример — с фонетикой. Здесь уже взрослая ученица Э. (звуковой файл 2).

Одна из моих тоже взрослых учениц К., несколько раз прослушав себя, отметила, что ей не понравился собственный голос, манера, с которой она говорит, сама обнаружила ряд ошибок в своей речи.

Такие включения техники в занятие лучше организуют учащихся и дают им возможность как бы «видеть» себя со стороны. Но я привлекаю их внимание и к тому, что они уже говорят по-английски! А главное, они потом действительно говорят лучше.

Можно сделать даже две (и более) записи: зафиксировать речь ученика в начале занятий с ним и повторить примерно через месяц-два работы. Результат наверняка будет очевиден. Если он вдруг окажется на прежнем уровне, то ученику станет немножко стыдно, что не так уж трепетно относится к занятиям, хотя со стороны преподавателя было сделано всё, что можно.

Еще одним видом работы с диктофоном является запись голоса самого преподавателя. Дома ученик прослушивает эту запись, имитирует голос учителя или выполняет какое-то его задание и многократно повторяет за ним, пока не добьется совершенства.


Цифровой фотоаппарат

фото 2

Разные фотоаппараты были у меня и раньше. Я тоже использовала их в учебном процессе. Показывала фото и цветные слайды в качестве иллюстраций к той или иной теме.

Но прежние, аналоговые фотоаппараты имели различные неудобства. Чтобы получить фотографию или слайд, фотопленку сначала надо было экспонировать до конца и проявить где-то в лаборатории, а ждать этого приходилось иногда довольно долго. Кроме того, без специальной техники такие фото и слайды нельзя было показывать с помощью телевизора или компьютера. И конечно, качество снимков нередко оставляло желать лучшего: по разным причинам искажалась цветопередача, появлялась так называемая «вуаль», стандартный размер фото был небольшим (10х15). Когда мы семьей приобрели цифровой фотоаппарат, то сразу убедились в его достоинствах и преимуществах. Это и глубокая реалистичность снимка, точная цветопередача, четкое отображение деталей, и отсутствие вуали. А главное — отпала надобность ждать, пока будет экспонирована вся пленка, а потом бежать в приемный пункт для ее проявления, чтобы в конце концов получить не всегда удовлетворительные фото. Причем переснять неудавшийся сюжет уже невозможно: «поезд ушел».

Цифровой фотоаппарат позволяет не только получить совершенный, как «живой», снимок, но и тут же посмотреть его: проверить, насколько он удачен, не требуется ли переснять сюжет. На всякий случай, можно сделать сразу несколько вариантов одного и того же сюжета, чтобы потом выбрать лучший. Благо, цифровой фотоаппарат дает возможность сделать за один сеанс почти сотню (и более) снимков, которые потом легко перекатать на запасной диск. Самое же большое удобство такого аппарата состоит в том, что снимки можно тотчас посмотреть на экране телевизора или компьютера.

фото 3

Это обстоятельство и делает цифровой фотоаппарат гораздо более эффективным средством обучения, чем простой. Вот почему он занимает всё более видное место в моей работе с учениками.

Я накопила уже сотни фотографий, где запечатлены самые разнообразные предметы, которые нас окружают: люди, особенно дети, виды транспорта, животные и растения, овощи, фрукты и ягоды. Мои ученики, рассматривая эти красочные предметы на экране компьютера или телевизора, называют их по-английски, описывают их свойства, определяют цвет, количество, местоположение и т.п. С помощью фото можно в определенном смысле передать даже движение: девочка (или мальчик) идет по дорожке (или по траве), едет на велосипеде, плавает, играет.

Преимущества использования такого технического средства обучения, как цифровой фотоаппарат, очевидны. До него я обычно ограничивалась показом того, что в данный момент было под рукой: например, одного-двух «живых» бананов, или яблок, или лимонов, которые к тому же далеко не всегда могли быть в наличии.

Теперь эти ограничения отпадают. Сделав однажды при хорошем освещении цифровое фото, можно затем в любую погоду показывать и два, и три, и десять самых разных предметов, притом ярких, «броских» (яблок, груш, слив) и просто “many” предметов (фото 1, 2, 3).


Цифровая видеокамера

Пожалуй, особенно широкие, и притом новые, возможности для обучения представляет цифровая видеокамера. Раньше я пользовалась обычной. Но она довольно тяжелая: ее трудно таскать. Необходимо часто менять кассеты. А главное — отснятое нельзя сразу ввести в компьютер. Приходилось производить перезапись на обычную кассету для просмотра через телевизор, а это довольно трудоемкий процесс. Я показывала ученикам, например, съемки трех спектаклей на английском языке, подготовленных в свое время моими школьниками 1-2-х классов школы 1210, где я работала учителем:

(http://grammatik.ru/Articles/?My_first_ABC_book и http://grammatik.ru/Articles/?Open_lesson).

Но, честно говоря, видеокамеру в качестве технического средства я использовала все же редко.

Ситуация кардинально изменилась, когда мы приобрели цифровую видеокамеру. Она очень компактна, и я по существу постоянно беру ее с собой: мало ли какой интересный сюжет подвернется под руку — солнце, просвечивающее сквозь крону деревьев, коза на лугу, пчела на цветке. Уже накопила огромный по объему видеоматериал — на все случаи жизни. И по мере надобности демонстрирую его своим ученикам в качестве наглядных пособий.

Иногда, — разумеется, с разрешения ученика (или его родителей) я снимаю на видео ход какой-то части урока. Затем вместе с учеником тут же просматриваем отснятый материал и анализируем его: с точки зрения построения диалога, грамматических форм, произношения и т.п.

Одна моя ученица М., — кстати, очень милая, развитая и стремящаяся девочка из 9 класса, быстро прогрессирующая в познании «тайн» языка, впервые увидев себя на видео, очень разочаровалась. Она даже не подозревала, что у нее такие ужимки и мимика. После просмотра решила более тщательно следить за своим поведением на занятии. Таким образом, видеозапись не только очень хорошо помогает при лексической, грамматической и фонетической отработке учебного материала, но и организует самого ученика. Он может моделировать и дальше свои действия, но уже в реальной жизни: дома, в школе и на отдыхе.

Решила также, что видеокамеру буду шире использовать для съемок и учебных сюжетов. Особенно это пригодится мне для более успешной работы с маленькими детьми. Официальные видеофильмы для малышей — это хорошо. Но в них далеко не всегда есть то, что действительно нужно ребенку, особенно дошкольнику, — бытовая лексика (я называю это «язык песочницы»). В то же время нередко много лишнего, далекого от его интересов и кругозора, перегружающего его память. Поэтому наряду с такими фильмами хочу использовать видеофильмы и собственного изготовления.

В частности, в настоящее время много работаю над видеопроектом под условным названием «Живой алфавит». Слово «живой» здесь не случайно, а очень уместно: оно выражает самую суть новшества. В чем эта суть? Обычно при изучении алфавита используют черно-белые или цветные рисунки из учебников или учебных пособий, в лучшем случае — собственные фото или зарисовки. Но все это «мертвая натура». А ребенок подобен котенку или щенку: он реагирует главным образом на движение. Поэтому главный замысел проекта — вдохнуть в обучение ребенка жизнь, подавать материал прежде всего в форме движущихся предметов, причем предметов самых разнообразных, но хорошо знакомых ребенку, — домашних животных, птиц, насекомых, других детей, различных видов транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, такси).







Если же при изучении алфавита почему либо нельзя показать движущийся предмет, то можно взять неподвижный, но так, чтобы передать его через другое движение. Это может быть надувной мячик, под дуновением ветерка плавно скользящий по зеркальной глади озера: слива на ветке, которая колышется от ветра, а рядом трепещут листья. Наконец, яблоко, которое кладет на стол человеческая рука. Любое перемещение по экрану ребенок воспринимает более живо, с интересом, иногда с открытым от удивления ротиком.



Естественно, что и соответствующие предмету слова, а также буквы алфавита будут представляться в проекте не мертвыми начертаниями, а через их движение на экране. И, разумеется, сопровождаться голосом преподавателя. Подготовке этого проекта я посвятила, по существу, всё лето. В самых разных местах Москвы, Подмосковья, у себя в квартире и на даче делала видеосюжеты, связанные с той или иной буквой (и звуком). Накопила огромный видеоматериал, который теперь систематизирую и продумываю методику его преподнесения ребенку. В то же время учитываю, что этот материал может быть использован не только дошкольниками, но и младшими школьниками и даже взрослыми, впервые приступающими к изучению английского языка. Предполагаю, что рассматривание видеосюжетов будет интересно человеку любого возраста и поможет ему эффективнее осваивать незнакомый языковой материал.

В чем же конкретно будет заключаться моя методика в проекте «Живой алфавит»? Если обратиться к существующей учебной литературе по английскому языку, то в ней налицо разные подходы к подаче материала. Одни авторы идут от буквы к слову, другие — от слова к букве, одни — от буквы (и слова) к предмету, другие — наоборот.

Считаю самой естественной такую последовательность: от предмета к слову и от слова к букве (и звуку). Ведь в реальной жизни ребенок сначала видит предмет, потом узнаёт и запоминает его название. Точно также сначала слышит слово — имя предмета, а потом может выделить в нем звуки (и буквы).

Практически в моем проекте это должно выглядеть так. Прежде всего, во весь экран на несколько секунд появляется статичный образ предмета, например, утка. Затем она приходит в движение, плывет по реке полминуты-минуту. После этого картинка плавно уменьшается и уходит в левый верхний угол экрана компьютера. В то же время на экране появляется крупными буквами слово, обозначающее данный предмет, — “duck”. Далее, из этого слова выделяется цветом сама буква алфавита “d” и пульсирует, то удаляясь, то приближаясь. Кадр длится примерно полминуты, чтобы начинающий мог хорошенько рассмотреть ее графическое начертание. Это позволит ученику независимо от его возраста создать и прочно удерживать в мозгу образ предмета. Одновременно звучит закадровый голос преподавателя, (в данном случае — мой) и на экране, справа внизу, появляется само лицо преподавателя, звучит максимально отчетливое произношение звука и слова. Еще более крупным планом показываются его губы, произносящие этот звук. Там же внизу для родителей будет подсказка. В зависимости от того, знает он язык или нет, он должен выполнять разные задачи. Либо просто направлять внимание ребенка на сюжет («Кто это плывет?» и т.д.), либо повторять вместе с ребенком за преподавателем слово (duck) для более прочного закрепления этого слова (и соответствующей буквы) в памяти ученика.

Вот основные фрагменты Живого Алфавита. Технически это можно сделать в специальных редакторских программах для обработки видео и анимации.

Аналогично будет построено изучение чисел и их названий — цифр. Например, число “One”. Сначала крупным планом я демонстрирую сам предмет (скажем, яблоко). Затем кладу его на стол и показываю на него рукой. Потом, тоже крупным планом, появляется лицо преподавателя, четко произносящего слово “One”. И снова обращается внимание на лежащий предмет.

Та же самая методика — с изучением чисел “two”-“three” (до “ten”) и, наконец, “many”.



В процессе овладения несложными фразами предполагаю применять тоже небольшие видеосюжеты с глаголами действия. Речь идет о простейших действиях, которые может выполнять ребенок, глядя на экран. Для этого он смотрит соответствующие сюжеты,— например, “I can play with a ball”, “I can run”, “I can swim”.





Считаю, что такая подача материала с использованием видео внесет существенное разнообразие в обучение ребенка (и даже взрослого).

Говоря о новейших технических средствах обучения, я то и дело связывала их использование с телевизором и компьютером. Они действительно незаменимы в современной работе преподавателя, и я часто использую их также для других целей. Что касается компьютера, то включаю его в учебный процесс лишь тогда, когда принимаю ученика у себя дома. А если выезжаю к ученику сама, то беру с собой нашпигованный учебными материалами и играми ноутбук…


Статья написана 2008-09-15, опубликована 2008-09-23.
Главная » Статьи » «Живой алфавит», или Как использовать новейшую цифровую технику в обучении английскому языку