Как представить тему “My Body”, или «Все будут падать»!

М. Иванова
Статья написана специально для сайта grammatik.ru

Части тела из журналов

В июне мы с девочкой Соней решили «играть» по новому учебнику для малышей — “Wonderland Pre-Junior” (автор Christiana Bruni, издательство Pearson-Longman). До этого планомерно шли по учебнику “Starter Book”.


Приступаем к новому учебнику

Почему же я решила сменить учебник? Всё очень просто. На каком-то этапе обнаружилось, что девочке стало уже неинтересно играть с клоунами Tim and Pat. Что делать в такой ситуации? Если упорно продолжать эту игру, то могу вообще отбить у ребенка желание заниматься. Попросту прекратить занятия? Тоже нельзя, так как Соня проявляет интерес к языку. Значит, срочно надо менять экспозицию! Мы весело отправляем клоунов на каникулы (до сентября или октября) и начинаем изучать новый учебник: — Tim and Pat are on holidays. We take this beautiful book “Wonderland”!

Этот учебник основан на специально подобранных кусочках известных диснеевских мультиков — «Маугли», «101 далматинец», «Русалочка» и др. В нем много рифмовок и мелодичных песенок. Есть отличные рисунки на глянцевой бумаге, которые хочется погладить, наклейки к учебнику, которые легко снимаются и прикладываются на нужную картинку и пр. Имеется чудесный учебный видеоматериал, который захватывает маленького человечка целиком.

Я начинаю знакомство не с учебника, как обычно, а с видеоприложения к нему. Отличные актеры сразу же включают в игру мою ученицу. Замерев, она смотрит на их смешные действия. В нужный момент подключаюсь и я. Несколько раз наглядно демонстрирую и повторяю с ней слова — stamp, touch, clap. Стараемся станцевать несложный ритмичный танец, который показывают артисты. Несколько раз прогоняю рифмовку на видео: Соня должна лучше запомнить слова, которые помогут ей при изучении новой темы.

Stamp your feet…, — хлопаю в ладоши и беру ее ножки, показываю ими, как надо топать по полу.

Затем дотрагиваюсь до ее головки:

Touch your head.

Таким же способом мы повторяем за актерами остальные действия.

Только после этого знакомимся с учебником. Дональд Дак стремительно появляется на самолетике и приглашает малышей в гости. Небольшая вступительная тема называется “Hello!” Мы не просто рассматриваем картинки. Я включаю в игру материал из предыдущего учебника.

— Давай рассмотрим картинку!

На ней изображена карусель, состоящая из самолетиков, а в них сидят герои учебника.

— Что они здесь делают?

— Они едут на самолетах! — с готовностью отвечает девочка.

How many?

— One, two, three, four.

— Sonya, th-th-ree, — поправляю я непослушный язычок девочки.

Three! — уже правильно отвечает Соня.

And what colour?

— Red, green, blue, yellow…

Далее мы слушаем отличную приветственную песенку. Девочке нравится мелодия, но она стесняется танцевать.

Now we sing a song “Hello!” Let’s dance! Давай потанцуем!

Hello! Hello! Hello! — подпевает Соня и пританцовывает (видео 1).

Sonya, they are ducks.

— Ducks.

— How many ducks?

— Four.

— Say “Hello” to them.

Она подыгрывает мне: каждому утенку, а также игрушкам в комнате машет ручкой и говорит “Hello!”

Знакомство с учебником состоялось. Мы выполняем из него несколько упражнений. Соня мурлычет под нос запомнившуюся песенку и раскрашивает уточек:

— Эта как замороженная! — комментирует она раскрашенную голубым фломастером уточку. — А эта как из духовки — red!

Я моментально подстраиваюсь под ее внезапно возникший ход мысли.

— А эта? — задаю я вопрос, поскольку мне интересны ее рассуждения.

— Эта растет на грядке — green, — неожиданно заключает Соня.


Новая тема — “My Body”

Следующий, основной блок занятий посвящен изучению частей тела — “My Body”. Считаю, что это достаточно оригинальный подход — провести беседу с маленьким ребенком о частях тела. Правда, сама по себе тема как тема, никаких особенностей. В связке уроков представлен материал из мультфильма «Маугли». Когда я писала план урока, то думала, как презентовать тему ученице. Обычный вариант — открыть книжку и показать на рисунках. Но я придумала использовать для этой цели … собственный танец! Станцевать слова: my hands, my feet, my head, my body? Да, можно, если хорошенько потренироваться накануне. Однако на занятии сначала ничего не сказала девочке об этом.

Собрать части тела

Sonya, look and listen to a song “My Body”! Потом скажешь мне, что такое “My body”.

Я включила музыку и начала танцевать. А получилось вот что (видео 2). Девочка и мама просто оторопели от неожиданности.

Танец, как оказалось, вполне может быть одним из видов наглядной подачи учебного материала. После моего танца девочка вдруг захотела станцевать сама. Но я намеренно сдерживаю ее пыл. Сначала мы должны поработать над словами:

— Соня, what is it — “My body”? Что это такое? Мое... ?

— Мое тело! — весело кричит в ответ Соня.

Say: ‘body”.

— Body.

— My body.

— My body.

Еще раз называю части тела, но уже медленно и четко, чтобы ученица могла воспроизвести их правильно:

Show me your hands /feet, head, body/.

Соня внимательно смотрит и выполняет задание.

Переходим к другим картинкам в учебнике. Интересные штучки в нем — наклейки. Соня выбирает подходящие наклейки с частями тела и клеит их на нужные места страницы. Это ее очень забавляет: наклейки закрывают пустые места в учебнике, и картинки преображаются.

Затем мы с ней еще раз «пробегаем» по частям тела на игрушках. Достаю несколько мягких игрушек, а она называет и показывает их части тела. Использую также паззлы известного мультика про смешариков.

Body, head, hands, feet.

Периодически я задаю провокационные вопросы. Однако девочка не поддается на провокации, отвечает мне “No” и ведет свою линию до конца. Это хорошо: значит, она усвоила слова достаточно твердо.


Где «зарыта собака»?

Соня вновь вспоминает о танце. Она хочет станцевать его так же, как и я. Почему? Понравилось? Желает просто повторить? Нет. «Собака зарыта» не здесь! Мы с ее мамой вдруг узнаем истинную задумку Сони:

— Я буду танцевать! Макар (знакомый мальчик) как придет и увидит, как я на английском говорю, так с ног и упадет! Я покажу ему! Все попадают! Будут валяться направо и налево!

— И я хочу, чтобы все попадали, — отвечаю я и улыбаюсь.

Оказывается, у девочки появилась очень сильная мотивация — научиться во что бы то ни стало красиво танцевать и этим «пригвоздить» друга Макара к стенке. Женский инстинкт у нее развит сильнее, чем мы могли предположить.

Я решаю тотчас воспользоваться новой ситуацией, чтобы «протащить» за один-два урока все нужные слова. Но это не так просто. Мы должны повторять и повторять не только движения, но самое главное — слова рифмовки (видео 3).

— Ты будешь показывать нам с мамой (Show us) те части, которые упоминаются в песенке. Let’s dance and show your body. Давай станцуй и покажи нам свое тело.

Hands! — выкрикивает Соня и уже смелее изображает «томную» красавицу. Малышка в подсознании понимает, что, если сейчас она не научится важным словам, то никто не «упадет» и не будет «валяться» ни справа, ни слева.

Feet! Head! My body! (видео 4)

Танец получается пока не «ахти» как хорошо: девочка не сразу находит нужную часть тела, запаздывает с ритмом, соображает что да как, и т.д. Но не это главное. Важно, что вслед за мной она тоже «танцует» слова.

Не забываем и об отдыхе. Для этого делаем интересные упражнения как в Activity Book, так и на своих листах бумаги. Девочка сначала раскрашивает уже готовые части тела, затем рисует недостающие руки-ноги-голову. Затем я прошу ее показать маме свою работу. Но Соня хитрит. Подбегает к маме, сидящей в сторонке, и с удовольствием, время от времени чмокая ее в щечку, показывает ее тело и принадлежащие ему части.

А потом она просит саму маму показать ее — мамины — руки, ноги, голову и т.д. — “Show your head/feet…”. После этого берет несколько игрушек и показывает маме их части тела. Свои действия она подтверждает инструкцией для мамы — “Touch…”.

Под звуки еще одной чудесной песенки, где мне очень-очень хотелось станцевать «куклу», мы повторяем пройденное:

Sonya, one — touch your head, two — touch your feet, three — touch your hands. Соня, один — дотронься до головы, два — дотронься до стоп ног, три — дотронься до рук.

One — my head, two — my feet! — с удовольствием выкрикивает девочка.

Она уже твердо вложила в свою головку слова предыдущих занятий, поэтому у нее не возникает особенных проблем с точным выполнением задания.

На следующем занятии я приготовила для нее необычное задание. Заранее разрезала несколько картинок из ярких, модных журналов: отдельно головы, руки, ноги, туловища мужчин и женщин.

Если нехватает ног

Сначала прошу ее разложить части по своим стопкам:

— Соня, here — only heads, there — only feet, there — only bodies. Здесь — только головы, там — только ноги, там — только тела.

Соня сразу соображает и тут же раскладывает всё на свои места. Затем достает отдельно руки-ноги и наклеивает их на лист бумаги. Берет из каждой стопки какую-то часть и клеит так, чтобы было смешно. При этом называет всё, что клеит.

Body, feet, hands, head.

Вдруг оказывается, что у нас нехватает каких-то частей (ног). Тогда мы придумываем с ней нарисовать недостающее. Рисует, конечно, она, я немножко помогаю и направляю ее руку.

Но, выполняя разные задания, Соня неотступно думает о том, как же покорить сердце волнующего ее мальчика.

— Давай еще потанцуем, у меня уже получается, — просит она в середине занятия.

Oh, yes! — отвечаю я (видео 5).

Если сравнить этот отрывок видеозаписи с предыдущим, то налицо существенные изменения к лучшему: девочка «держит» ритм, уверенно показывает на себе и называет части тела, неплохо двигается в танце и т.п.


Как падали мне на голову кокосы

После танца мы снова рассматриваем учебник, выполняем различные задания, предусмотренные там, и слушаем небольшой рассказ про Балу и Маугли, записанный на диске. Соня очень внимательно, затаив дыхание, слушает незнакомый текст. Она впервые сталкивается не с отдельными словами, а с целым рассказом. Старательно водит пальчиком по тем фрагментам, которые упоминаются диктором. Считаем вместе с Соней, сколько было и сколько осталось кокосов. Затем раскрашиваем картинку, в которой прячутся герои рассказа. Соединяем карандашом точки, чтобы найти спрятавшегося персонажа, обводим цветным фломастером его голову-руки-ноги.

Новый вид деятельности – мимикой изобразить, о чем говорилось в рассказе. Я включаю запись еще раз, и Соня жестами показывает ход событий. После этого даю ей вырезанные картинки: их надо сложить в той последовательности, в которой они упоминались в рассказике. Она справляется успешно, хотя и с моей помощью. Больше всего ей нравится «бросить кокос» вниз. Я подставляю свою голову, и на нее падает… мягкая игрушка. Бедная моя голова!

Немножко подустав, поддерживаем еще одну рифмовку мимикой и жестами. Cоня дотрагивается до головы и топает ножками вместе с дикторами.

Так, в разных вариациях перемешивая знакомые слова с новыми, незнакомыми, мы понемножку, но неуклонно движемся вперед. Хотелось бы быстрее, но не забудем, что девочке всего 4 года. И с этим надо считаться.


Видео 1.



Видео 2.



Видео 3.



Видео 4.



Видео 5.


Статья написана 2008-08-19, опубликована 2008-08-26.
Главная » Статьи » Как представить тему “My Body”, или «Все будут падать»!