Зимний пленэр

П.П. Попов

Работа художника в условиях зимнего времени одновременно увлекательна и сложна. Особую пре лесть составляет многообразие холодных цветовых гамм, которые в таком объеме не часто увидишь в иные времена года. С другой стороны — при натурной работе донимает холод. Хотелось бы предложить юным художникам несколько советов, основанных на личном опыте.

Крымов как-то сказал: «Не важно, что писать, важно — хорошо устроиться». Эта шутка профессионала говорит о необходимости технической подготовки к работе на зимнем пленэре. Первое: работать с натуры зимой нужно масляными красками. Они не застывают на мо розе. Второе: обязательно необходимо тепло и удобно одеться. Сегодня для этого могут помочь имеющиеся в продаже специальные костюмы для рыбалки или охоты (это легкие и удобные, при этом теплые куртка и полу комбинезон). Их можно купить в магазине рабочей одежды. Обязательно нужны теплые специальные сапоги с термоэффектом. Спасут в морозное время шапка-ушанка, перчатки для лыжников. Вместо шарфа лучше надевать так называемое «вязаное горло». Нелишне брать с собой овчинную безрукавку, которая надевается в случае сильного мороза. Такая экипировка поможет вам успешно противостоять коварному холоду. Подумайте сами — как обидно прекратить работу над удавшейся вещью из-за того, что застыли ноги или пальцы не способны держать кисть!

Этюдник я кладу в рюкзак. Туда же кладу термос с горячим чаем. Рюкзак нужен для удобства. Обе руки будут свободны. К непосредственной работе с натуры тоже следует подготовиться. Заранее выбранный картон должен быть достаточно плотным, чтобы его не коробило при нанесении грунта. Грунтуем его в мастерской. Грунт лучше использовать быстросохнущий, акриловый. При этом я всегда делаю его составным, соединяя белый и черный цвета. В банку с белым грунтом добавляю немного черного. Очень важно не перетемнить. В результате получается грунтовка среднего светло-серого тона. Это дает красивый сложный холодный цвет. С таким тоном картона очень удобно работать. Он уже создает полутон для снега. Дальнейшие прописки по нему позволяют легче искать и отображать существующие в натуре как теплые, так и еще более холодные, плотные оттенки цветов.

Следует отметить, что этюдная работа для художника не самоцель. Это этап по сбору материала для картины. Отсюда понятно, что мотив в природе следует тщательно выбрать до того момента, как вы вышли к нему с кистями и холстом. Возможно, что утром или вечером он будет смотреться интереснее, чем днем.

Этюд нужно начинать с рисунка. Обычно он осуществляется углем для рисования. Очень важно сделать хороший композиционный рисунок: определить пропорции архитектуры, если это городской мотив, прорисовать в здании окна, балконы, прочие детали. Большую роль играют деревья на первом плане. Необходимо выявить их точную форму, силуэт, конструкцию. Такое же отношение должно быть к фигурам прохожих, группам людей. Не торопитесь писать красками, сделайте подробный рисунок. От этого зависит скорость и качество дальнейшего исполнения этюда. Когда рисунок закончен, его обязательно нужно закрепить специальным фиксативом для угля. Можно даже применить лак для волос «Прелесть» (он такой же по эффекту, но в несколько раз дешевле).

Когда рисунок закреплен, можно начать работать красками. Здесь тоже важно не спешить. Наша задача — попасть в цвет и тон натуры. Наносить краску на рисунок нужно прозрачно, начиная с самых светлых мест, видимых в натуре. Обычно берется разбавитель-тройник (одна часть пинена, одна часть масла льняного, одна часть лака даммарного). Повторюсь снова: следует, начиная со светлых предметов натуры, а не наоборот. Затем мы постепенно переходим к изображению более темных мест в природе, стараясь взять цвет и тон в полную силу натуры. Когда жидкий прозрачный подмалевок завершен, можно приступать к пастозной живописи, применяя белильные смеси. Но не нужно все переписывать и бездумно закрашивать уже подмалеванные и нарисованные части этюда. Дальнейшая работа должна быть лаконичной: на уточнение цвета, тона, композиции и фактуры. В конце концов, нужно стремиться к тому, чтобы в завершенном этюде был виден и рисунок углем, и жидкий подмалевок, и пастозная моделировка частей этюда. Работая таким образом, вы будете писать быстро. Этюд будет выглядеть лаконично, легко исполненным, свежим по краскам. При таком ведении работы изображение может быть очень подробным, с внимательной проработкой деталей и довольно широко обобщенным, в зависимости от мотива и задачи. Особое внимание надо уделить этюдам в серый день. В этом случае все цвета и тональности несколько сблизятся и важно будет увидеть ритм тончайших, прозрачных серых теней, которые и придадут своеобразие вашему этюду.

Если вы собираетесь писать в солнечный зимний день, не забудьте взять зонт от солнца для художников. Это кажется необычным для зимы. Но изобразительная плоскость должна быть установлена так, что-бы на нее не падали лучи солнца или сильные рефлексы. Иначе этюд, написанный на солнце, в мастерской будет выглядеть вялым по цвету и темным. Чтобы этого избежать, работайте в тени вашего зонтика. Удобнее также выбирать место для мотива таким образом, чтобы солнце было от вас сзади и немного справа. Тогда у вас будет, как минимум, два часа на работу. В течение этого времени общее состояние освещения заметно не изменится. Будут перемещаться только тени. Если пишете в «контражур», то становитесь так, чтобы солнце было перед вами чуть слева. Тогда будет достаточно времени для работы. Если солнце у вас совсем сбоку, то времени на работу будет очень мало. Состояние быстро изменится, и вы ничего не успеете сделать. Будет жаль потраченного времени и сил. Возникнет разочарование из-за неудачи в работе. А вся причина — в нарушении простых правил.

Все мы знаем, как разнообразна и неповторима природа. Красота натуры никогда не надоедает, а только восхищает. Поэтому художник так стремится на пленэр. Несмотря на разнообразие натуры, мы можем наблюдать в природе некоторые закономерности. Например, в солнечный день свет на снегу будет теплым, падающие тени холодные. Однако они окажутся теплее сине-зеленоватого неба, а полутон на снегу — это смесь света и падающей тени. Советую всегда наблюдать натуру методом сравнения, тогда вы научитесь находить закономерности состояний природы в разное время суток, года и так далее. Это умение пригодится для работы над картиной в мастерской.

Думаю, что ни один художник не пройдет мимо заснеженной московской улицы в сумерках, когда зажигают фонари и краски на снегу вступают в гармоничную игру теплых и холодных цветов. Машины плотной массой медленно везут своих пассажиров, вспыхивая красными и желтыми фонарями. Дворники в ярко-оранжевых костюмах торопливо сгребают снег. Москва засыпает, но в огромном индустриальном городе продолжается движение, а над ним тихо парят снежинки. Такой мотив никогда не напишешь с натуры, даже не пытайтесь. Состояние сумерек проходит быстро, к тому же мешает падающий снег.

Выходя на натуру, следует точно выбирать время дня. Для пленэра мало подходят раннее утро и поздний вечер. В такое время быстро меняется световое и цветовое состояния. В этом случае художнику помогает работа по памяти. К тому же сознание запоминает лишь часть увиденного, то, что наиболее поразило художника. Это и есть самое главное, рождающее поэтический и цельный образ. Однако для произведения, требующего выявления всей картины мира, нужны детали. Поэтому начинающему художнику следует развивать зрительную память. Подобное связано с тем, что природу, московскую или иную улицу, видишь в движении света от машин, в состоянии наплывающих сумерек, падающего снега и прочее. Это практически невозможно сразу зарисовать, надо наблюдать и отмечать в памяти. По возвращении в мастерскую следует зафиксировать впечатления в эскизном виде. Сначала будет трудно. Ведь память человека несовершенна. Она не в состоянии запечатлеть все многообразие мотива. Не нужно этого бояться. Постоянные упражнения помогут развить способность не только запоминать, но и делать отбор художественных средств. Я называю это этюд-впечатление.

Часто такой этюд становится эскизом к картине. Подобная работа по впечатлению должна стать постоянной практикой молодого художника. Это и есть первый шаг к созданию собирательного образа. Ведь конечной целью занятия на пленэре является написание картины в мастерской. Развивать зрительную память и способность работать по впечатлению лучше всего зимой. Отношение белого снега к серому небу, к цветным силуэтам домов, заснеженным деревьям, легче проанализировать, сравнить и запомнить.

Студенты меня часто спрашивают: сколько нужно времени, чтобы стать художником? Я отвечаю так, как со мной когда-то шутил мой учитель Афанасий Евстафьевич Сухинин: «Когда хорошо и внимательно напишешь 2000 этюдов — станешь художником». Повторюсь, этюды не самоцель. Но они развивают чувство цвета, ощущение живой изменчивости натуры. Немало значит способность находить интересный мотив, ощущать неожиданную выразительность композиции.



Материал создан 2008-02-20, опубликован 2008-03-23.
Главная » Статьи » Зимний пленэр